В понедельник стало известно, что руководителем Федерации Профсоюзов Республики Казахстан снова стал бывший аким области. Ералы Тугжанов буквально недавно возглавлял Мангистаускую область, в которой только в этом году шли многодневные митинги недовольных жителей Жанаозена, проходили крупные забастовки нефтяников, требовавших уравнения заработной платы с иностранными специалистами той же квалификации. Это уже второй бывший аким области, ставший руководителем ФПРК.
В сообщении для прессы указывалось, что избрание нового главы федерации происходило на конкурсной основе, где был также выставлен старый профсоюзник, но в итоге «честных» и «конкурентных» выборов победил все-таки чиновник. «На пост главы федерации, помимо Ералы Тугжанова, претендовал также председатель ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Оразгали Ахметбаев. Нового председателя ФПРК выбрали большинством голосов», – говорится в сообщении.
Прежний председатель Бахытжан Адираим, который также является выходцем из властных структур, на заседании Генсовета ФПРК сложил с себя полномочия руководителя Федерации профсоюзов РК в связи с переходом на другую работу. До него ФПРК возглавлял другой бывший аким уже Карагандинской области Абельгази Кусаинов, который отличился, будучи чиновником, тем, что старался гасить забастовки и выступления трудящихся своего региона.
Очередной приход в качестве руководителя бывшего акима области навряд ли изменит ситуации в крупнейшей федерации профсоюзов, которая объединяет свыше двух миллионов человек. Пока ФПРК не проявила себя ни в одном крупном трудовом или социальном конфликте этого года или прошедших лет. Их представители либо были на стороне работодателей, либо никак не участвовали в разрешении требований трудовых коллективов, которые все чаще прибегают к забастовкам и акциям протеста.
В частности, на месторождении Тенгиз в Атырауской области в конце июня произошли массовые столкновения казахстанских и иностранных рабочих, а затем они повторились на месторождении Жайрем в Карагандинской области. Во всяком случае, по Тенгизу власти признали, что подоплека выступлений была связана с колоссальной разницей в зарплате между казахстанскими и иностранными рабочими одинаковой квалификации. Но профсоюзы, входящие в ФПРК, об этом молчали и их лидеров не было видно во время этих крупных столкновений.
Ситуация повторилась и в сентябре, когда в западных регионах Казахстана прокатились забастовки на предприятиях с участием китайского капитала. Так, 6 сентября забастовали казахстанские рабочие китайской компании SPT ТОО «М-Техсервис» на месторождении Бузачи в Мангистакской области. Трудовой конфликт продолжался несколько дней и причины его не исчерпаны до сих пор. На этом предприятии рабочие требовали уравнения заработной платы с китайскими специалистами той же квалификации.
Через неделю в Актобе, в четверг, 12 сентября, несколько десятков работников нефтесервисной китайской компании «Восток нефть и сервисное обслуживание» собрались у ее головного офиса, требуя повышения заработной платы. Рабочие и тут требуют справедливой оплаты труда, так как она в среднем у казахстанских специалистов не дотягивает и до 120 тысяч тенге. Нефтяники пригрозили, что если требования инициативной группы нефтяников не будут удовлетворены, то 10 октября начнется бессрочная забастовка на месторождениях Жанажол и Кенкияк.
Несмотря на все эти выступления, которые имели большой общественный резонанс, ФПРК так и не выступила со своей позицией по этому вопросу ни за, ни против выступлений рабочих, ни по поводу ужасающей разницы в заработных платах между казахстанскими рабочими с одной стороны и арабскими, турецкими и китайскими с другой.
Представители ликвидированной в 2017-м году Конфедерации независимых профсоюзов Республики Казахстан считают, что нынешняя ситуация, когда профсоюзы не выступают активно на стороне работников и не защищают их права перед иностранными корпорациями, связана в первую очередь с принятием закона «О профсоюзах», который привел к закрытию более 600 свободных профсоюзных объединений в стране, а также к «монополизации» ФПРК всех тред-юнионов.
Так, по мнению руководителя профсоюза «Справедливость» Ольги Рубаховой, многие профсоюзные объединения закрывались через суды, а тем, кто переходил в ФПРК, давались определенные преференции.
«На примере судебных процессов над лидерами КНПК РК был раскрыт двойной подход, в частности, репрессивный в отношении наших независимых профсоюзов и совершенно лояльный к тем, кто перешел в Федерацию профсоюзов Казахстана», – считает О. Рубахова.
Сам факт того, что ФПРК сейчас возглавляют поочередно бывшие чиновники, по ее мнению, является фактом внутренней бюрократизации и полной концентрации профсоюзных структур в руках государства.
«Лишая рабочих своих независимых профсоюзов, работодатели превращают их в рабов, а официальную Федерацию Профсоюзов Казахстана превратили в «министерство профсоюзов», где все ответственные руководители назначаются сверху», – указывает О. Рубахова.
В ситуации роста трудовых конфликтов, особенно на добывающих предприятиях с участием иностранного капитала и на фоне антикитайских выступлений, могут произойти такие социальные взрывы, которые не смогут уже никак проконтролировать, а тем более заглушить чиновники от ФПРК.
Фото: fprk.kz