Транспортная отрасль Республики Казахстан продемонстрировала мощный старт в текущем году, отмечает экономист Руслан Султанов. Рост составил немалые 21%, что является для данной отрасли самым высоким показателем за последние годы. В то же время за ним скрываются реальные сдвиги и тени прежних структурных дисбалансов, подчеркивает эксперт.
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, транспортный сектор демонстрирует заметный подъем. Так, объем оказанных услуг вырос на 21% в первом квартале 2025 года, а главным драйвером стали грузовые перевозки, на которые приходится основная доля доходов отрасли.
Грузооборот по видам транспорта в годовом выражении складывается следующим образом: железнодорожный показывает снижение на 10,3%, тогда как автомобильный и трубопроводный демонстрируют рост на 58% и 14,5% соответственно. В то же время в пассажирообороте тенденция такова: железнодорожный транспорт -5,4%, автомобильный +30,6%, воздушный: +4,6%.
При этом общий объем перевезенных грузов составил 269,6 миллиона тонн, что свидетельствует о росте на 13,9%, тогда как количество перевезенных пассажиров составило 442,5 миллиона человек, продемонстрировав рост на 12,7%.
Согласно опубликованным данным, самые весомые грузопотоки были выполнены железнодорожным транспортом – 111,3 миллиона тонн (рост на 14,9%), а также автомобильным – 71,4 миллиона тонн (рост на 7,8%) и по трубопроводу – 85,8 миллиона тонн (рост на 17,7%).
Что касается финансовых показателей, то доход отрасли составил 1,6 триллиона тенге. При этом 1,3 триллиона из них приходится на грузоперевозки. Так, грузоперевозки железнодорожным транспортом принесли отрасли 528,3 миллиарда тенге, из которых 94,3% грузовые, а трубопроводы, в свою очередь, продемонстрировали доход в 471,4 миллиарда тенге.
К слову, исходя из данных Бюро национальной статистики, можно выделить лидеров по темпам роста грузооборота. Таковыми являются: Атырауская область с приростом в 37,7%, Павлодарская область (рост на 28,8%) и Мангистауская область с результатом +26,5%. В то же время лидерами по росту пассажирооборота являются: Алматинская область (в 2,3 раза), Павлодарская область (в 1,6 раза) и Атырауская область (+36,9%).
Руслан Султанов отмечает, что на первый взгляд наблюдается взрывной рост. Однако в его основе лежит все тот же старый сценарий, согласно которому подъем транспортной отрасли держится на сырьевом экспорте, а не на структурных изменениях в экономике.
Экономист указывает на тот факт, что автомобильные перевозки рвутся вверх не от насыщения рынка, а от отсутствия альтернатив, тогда как железнодорожный и пассажирский сегмент проседают.
Трубопроводы тащат на себе экономику, в то время как остальная система буксует. В таких условиях рост перевозок является не столько признаком силы, сколько напоминанием о неустраненных дисбалансах, заключил эксперт.