Основным индикатором, определяющим налоговую привлекательность страны, является налог на прибыль организаций. Это подтверждается его ключевой ролью в Международном индексе налоговой конкурентоспособности на текущий год. Хотя его взимают все государства Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), именно нюансы — размер ставки, принципы расчета базы и набор льгот — формируют итоговый рейтинг и интерес со стороны инвесторов.
В числе лидеров рейтинга находятся Латвия, Эстония, Литва, Венгрия и Ирландия. Объединяет эти страны продуманная налоговая политика, основанная на следующих принципах:
- Умеренные налоговые ставки.
- Возможность бессрочного переноса убытков на будущее.
- Прозрачное законодательство и отказ от избыточных специальных режимов.
Такой комплексный подход минимизирует административные и финансовые издержки бизнеса, создавая стабильные и благоприятные условия для капиталовложений.
Противоположную картину демонстрируют Франция, Япония, Португалия, Колумбия и Коста-Рика. Их системы характеризуются высокими ставками, сложными механизмами расчета, дополнительными сборами и обилием целевых льгот. Это не только увеличивает нагрузку на компании, но и снижает прозрачность всей системы.
Диапазон ставок по ОЭСР очень широк — от 9% до 36,1%. Наименьшие уровни демонстрируют Венгрия (9%), Ирландия (12,5%) и Литва (16%). Для сравнения, в Казахстане ставка составляет 20%. При этом ее вклад в бюджет достигает 26,5%, что значительно превышает средний показатель по Организации экономического сотрудничества и развития (11,9%). Такая высокая фискальная зависимость ограничивает возможности государства по созданию более гибких стимулов для инвестиций.
К слову, важным аспектом является компенсация затрат (Cost Recovery). Наиболее конкурентоспособные юрисдикции, такие как Эстония и Латвия, разрешают компаниям свободно переносить убытки. В то же время в Казахстане действует ограничение по сроку (до 10 лет), но не по сумме.
Ключевой вывод исследования заключается в том, что одна лишь низкая ставка не обеспечивает лидерства. Значительно важнее комплекс факторов: простота, нейтральность и предсказуемость налоговой системы.
В целях повышения своей конкурентоспособности Казахстану целесообразно сфокусироваться на следующих шагах:
- Продолжение цифровой трансформации налогового администрирования.
- Проведение ревизии и оптимизации существующих налоговых льгот.
- Введение более гибких правил для переноса убытков.
Именно эти меры способны создать по-настоящему привлекательную среду для долгосрочных инвестиций.




