В минувшую среду 12 августа прошла онлайн-конференция, подготовленная Казахстанским международным бюро по правам человека в Алматы, на которой обсуждалась тема ареста и осуждения на семь лет и шесть месяцев предпринимателя и общественного деятеля из Петропавловска Олега Андрющенко, в котором приняли участие правозащитники Андрей Гришин, Александр Данчев, Арсен Аубакиров и жена заключенного Марина. Данное дело о преследовании предпринимателей Северного Казахстана получило серьезный резонанс в социальных сетях и местных СМИ.
Участники конференции пришли к выводу, что причиной преследования, возможно, являлась активная общественно-политическая деятельность Олега Андрющенко, а именно то, что он параллельно руководил филиалом профсоюза работников науки и образования. Ведь сам он никак не мог нанести вред государству, так как никогда не работал по госзаказу, не участвовал в тендерах. Весь его бизнес сводился в созданию теплиц биовегитариев, которые были разрекламированы республиканскими и местными СМИ и где выращивались огурцы и перцы.
Более того, за два года до своего ареста он вообще снял с себя функции руководителя малых предприятий и фактически в его собственности остались только земельные участки под этими теплицами, которые были в итоге длительного следствия и суда разорены. Супруга осужденного предпринимателя заявляет, что именно там во время возбуждения уголовного дела в 2018-м году сотрудники органов пытались найти оружие и некую подрывную литературу.
Непонятно для родных и близких Олега Андрющенко вообще за что его привлекли к уголовной ответственности, так как сначала было одно обвинение, которое потом в суде никак срослось, в том числе и по сумме нанесенного ущерба государству. Об этом на конференции поведала его супруга Марина Андрющенко.
«Официально Олега взяли якобы по обвинению в подделке счет-фактур по 216 статье УК РК, но затем уже во время суда выяснилось, что ему предъявили еще и обвинение в создании ОПГ. Во время допросов свидетелей в протоколах была явная подтасовка, которая вскрылась на суде. Многие из этих свидетелей потом во время уже процесса заявляли, что этого не говорили, так как всех изначально представляли в качестве группы лиц. Но в итоге главными главарями ОПГ выставили Андрющенко и Волкова», – рассказала жена предпринимателя.
Пострадала от обысков и действий сотрудников силовых органов и семья бизнесмена, которая до сих пор не может вернуть даже по решению суда изъятое имущество, личные вещи и документы.
«При этом когда проводился обыск, то вещи все изъяли без описания, без ордера, вынесли из квартиры практически вещи 10-ти человек, а именно документы, пенсионные, стипендии, билеты, компьютеры, электронные носители. За все время пока шло следствие и по сей день мой телефон слушают, квартиру прослушивали, вели постоянное наружное наблюдение. Земельные участки и изъятое имущество не было конфисковано, но по факту находятся под арестом и не возвращаются несмотря на наличие решения суда», – отметила Марина Андрющенко.
Местный правозащитник Александр Данчев отметил в каких стеснённых условиях содержался и содержится Олег Андрющенко в СИЗО Петропавловска, когда он в составе делегации программы Национального превентивного механизма (НПМ) посетил это учреждение.
«У нас были большие проблемы с допуском в его камеру, когда мы посетили СИЗО. Сотрудники учреждения ссылались на то, что он находится под следствием и с ним нельзя встречаться. На это мы заявили, что имеем право с ними беседовать раз они подследственные. В конце концов нам разрешили с ним встретиться и сопроводили в его камеру. Помещение оказалось крайне малого размера 4 метра в длину и 1 метр и 30 сантиметров в ширину и если встать, то обеими руками можно достать стены. Это при том, что в учреждении на тот момент был лимит 495 человек, а содержалось менее 200. То есть, вопрос зачем держать человека в такой крошечной камере повисал в воздухе», – отметил правозащитник.
Другой правозащитник Арсен Аубакиров во время конференции рассказал о многочисленных нарушениях во время следствия.
«Само уголовное дело было возбуждено в июне 2018 года, а судебное разбирательство началось только 30 июля 2019 года и закончилось в феврале этого года. Потом была апелляция и решение вступило в силу 29 июня 2020 года. Неоднократно нас не допускали к нему баз каких-либо ссылок на законодательные нормы. Когда же удалось с ним увидеться он заявил, что ему не было объяснено какие у него были права, использовались для проведения допросов неофициальные места. То есть, для этого использовался кабинет заместителя руководителя департамента госдоходов Северо-Казахстанской области. Также его лишили всякой связи с внешним миром и у него 14 месяцев не было возможности общения с семьей. К нему отказывались допускать жену и сына, которые выступали уже в качестве общественных защитников. Кроме этого, на него оказывалось психологическое давление, а следователи дезинформировали, вводя в заблуждение, не уведомляли о ходатайствах и о постановлениях о продлении меры пресечения, в результате чего он не мог их опротестовать. При этом каждый раз возбуждались новые уголовные дела, которые присоединялись к первому из-за чего и возникло аж 220 томов!», – отметил Арсен Аубакиров.
«В итоге на суде с него сняли обвинение по пособничеству в уклонении от налогов и вообще факт нанесения крупного ущерба государству доказано не было. И непонятно на чем держится обвинение в создании организованной преступной группировки», – подытожил правозащитник. Он также отметил, что местные правозащитники и его супруга будут также обращаться в Верховный суд и Генеральную прокуратуру с требованием пересмотра данного дела и отмены несправедливого вердикта в семь лет и шесть месяцев.
Сам Олег Андрющенко находится в СИЗО и до сих пор не переведен в колонию общего режима. Участники конференции обратились к журналистам и другим правозащитным объединениям с просьбой осветить данное дело, так как оно имеет серьезное общественное значение. Эту точку зрения поддержал и сопредседатель Социалистического движения Казахстана, который отметил, что в Северном Казахстане за последние несколько лет таких похожих уголовных дел против мелких предпринимателей было много и даже выдвинул версию о целенаправленной «зачистке» региона.
«С самого начала у Олега Андрющенко пытались найти «запрещенную» литературу профсоюзных и коммунистических организаций, а затем только стали вменять обвинения в совершении экономических преступлений. Это очень существенный момент, говорящий о том, что пострадал он именно за свою общественную и профсоюзную деятельность, а само дело и вердикт стали лишь производным и прикрытием целенаправленной расправы. И таких дел в этом регионе множество, когда таких же мелких предпринимателей хватали и инкриминировали им вздорные и бездоказательные обвинения. Правозащитным организациями и СМИ действительно надо обратить на эту ситуацию пристальное внимание, раскрыв реальную подоплеку дел, направленных на устранение нелояльных граждан», – указал политик.
Фото: социальные сети