19 декабря в Мажилисе Парламента состоялось обсуждение предложения Российского национального платежного совета о введении на первом этапе единой электронной валюты ЕАЭС. На эту инициативу россйиской стороны министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов обрушился с жесткой критикой.
«Эта инициатива не является официальным предложением российской стороны. Мы не поддерживаем», – сказал министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов, пишет Интерфакс-Казахстан.
Свои доводы министр подкреплял патриотической патетикой о защите национальных символов и недопустимости появления «квази» или «проксивалют», при этом подчеркнул, что это является его личной позицией.
«Позиции мы много раз выражали, это моя личная позиция и позиция как политического, государственного человека: я считаю, что национальная валюта – это символ нашего суверенитета, почти такой же, как гимн, флаг и герб, поэтому мы её должны всячески беречь, развивать и сохранять и каких-то других возможных квази-, проксивалют допускать не должны», – пояснил министр.
«Министр явно лукавит, так как по своим экономическим взглядам является монетористом и сторонником неолиберальной экономической школы. Эти убеждения сформировались у Сулейменова в Школе бизнеса Р. Смита Мэрилендского университета, которую он окончил в 2002 году. Данное учебное заведение известно тем, что напрочь отвергает такие фетиши как «суверинитет», «гимн», «флаг», «отечество» и ничего не признает кроме ничем не ограниченного «свободного рынка». Единая валюта и есть интрумент этой монетарной политики, облегчающей взаимную торговлю и устраняющей многие барьеры на общем рынке. В словах министра можно увидеть явное неприятие именно Евразийского экономического союза и его становление в полноценное объединение», — считает экономический обозреватель Талгат Хамзин.
Ему вторит другой аналитик, видящий в этом выступлении министра политические причины, лежащие в нежелании части казахстанской элиты продолжать процессы интеграционного развития.
«Это чистой воды политический демарш, который ставит под удар саму перспективу интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Позиция министра противоречит и прежним Евразийским идеям Елбасы, которые он озвучивал в середине 90-х, где признаками нового союза должны были быть единая валюта и наднациональный банк. Такая же концепция закладывалась и в первоначальный проект соглашения о ЕАЭС в 2013-м году», — прокомментировал заявление Тимура Сулейменова ведущий эксперт агентства социальных исследований Тагир Баиров.
Вместе с тем, введение единой электронной валюты Евразийского Союза упорядочило бы взаимную торговлю и взаимные платежи, создав основы для формирования единых фискальных органов и наднационального банка.
Фото: Wolfline Capital
 
 



