После проведения встречи в Вене 4 июня 2023 года, нефтедобывающие страны, участвующие в соглашении ОПЕК+, включая Казахстан, достигли соглашения о дальнейшем снижении квоты добычи нефти. Начиная с 1 января 2024 года, общая квота добычи сократится на 1,6 млн баррелей в день, составляя 40,46 млн баррелей в сутки. Об этом было заявлено в коммюнике, опубликованном после встречи.
Решение о снижении квоты добычи нефти было принято в целях сохранения стабильности на нефтяном рынке и обеспечения долгосрочных перспектив для этой отрасли. Следующая встреча министров стран ОПЕК+ запланирована на 26 ноября в городе Вена.
В апреле текущего года руководство Министерства энергетики Казахстана заявило о намерении добровольно сократить добычу нефти на 78 тысяч баррелей в сутки, начиная с мая и продолжая до конца 2023 года, наравне с другими государствами, сотрудничающими в рамках ОПЕК+.
Принятое решение членами ОПЕК+ для многих оказалось неожиданностью. Несмотря на некоторые потенциальные выгоды, такое решение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономического развития Казахстана.
«С одной стороны, высокие цены на нефть ‒ это больше поступлений долларов за экспорт при меньших объемах продажи. При этом надо учитывать и последствия для казахстанской отрасли тех обязательств, которые взяла на себя наша страна по ОПЕК+, как это отразится на планах по увеличению добычи и компаниях-подрядчиках, которые должны были заработать на этих работах, насколько от этого вырастет или снизится ВВП. То, что нефтяники получат больше денег, с учетом того, какая часть этой природной ренты у нас поступает для граждан и как она распределяется. Прямой зависимости от роста доходов экспортеров и роста благосостояния наших граждан нет, или она очень слабая», ‒ отметил экономист и директор консалтинговой фирмы «Улагат Консалтинг Групп» Марат Каирленов.
Какие же последствия ждать Республике Казахстан от понижения добычи нефти?
Независимый эксперт в области финансового анализа ‒ Андрей Чеботарев утверждает, что цены на нефть начали расти на 7% после заявления ОПЕК+, а затем еще на 5%. Для Казахстана эта ситуация является выгодной, поскольку позволила курсу тенге слегка укрепиться. Тем не менее, исследователь указывает, что связь между курсом тенге и нефтью в настоящее время не настолько прямая.
Также Чеботарев подчеркнул, что в Казахстане отсутствует непосредственная связь между ценой на нефть и внутренними ценами на бензин. Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы приобретают нефть по себестоимости в рамках давальческой схемы. Если бы производство бензина было осуществлено из импортированной нефти по рыночным ценам, минимальная стоимость одного литра составляла бы 350 тенге. Цены на топливо, в настоящее время, скорее обусловлены факторами политического характера и связаны с уровнем доходов граждан, инфляцией и другими релевантными факторами.
В Казахстане уменьшение добычи нефти произойдет в основном за счет крупных проектов, например, Тенгиз, где имеется возможность снижения объема добычи. Месторождение Тенгиз находится в Атырауской области и является на сегодняшний день самым крупным проектом, в котором имеются технические возможности для изменения объема добычи. Уровень технических возможностей там может варьироваться от минимального до максимального.
Относительно проекта Кашаган следует отметить, что он находится на начальном этапе развития. У компаний, работающих на этом проекте, имеется некоторое количество добытой нефти, но это количество недостаточно для достижения желаемых результатов. Возникает необходимость принять важное решение ‒ стоит ли продолжать добычу нефти, если ее цена находится на низком уровне, а добыча ее происходит с убытком. В такой ситуации обосновано снизить объем добычи нефти до минимально уровня, чтобы снизить затраты и убытки.
Что касается старых нефтегазовых месторождений Казахстана, очевидно, что их закрывание или консервация не представляется возможным. Это связано с тем, что в будущем, при высоких ценах на нефть, эти месторождения могут стать весьма ценными и без их разработки мы не сможем поддерживать добычу на том уровне, который наблюдается сегодня (90 млн тонн нефти в год).
В целом, продление соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти будет иметь как позитивные, так и негативные последствия для экономики Казахстана. С одной стороны, повышение цен на нефть обеспечит увеличение экспортных доходов, что сказывается на бюджете страны. С другой стороны, на промышленность Казахстана могут повлиять обязательства, которые взяла на себя страна по ОПЕК+, а также падение объемов производства и количество рабочих мест. Определенно, выполнение обязательств по сокращению добычи нефти в рамках ОПЕК+ является необходимым шагом для сохранения стабильности на мировом рынке нефти и обеспечения долгосрочного развития отрасли.