Во вторник Касым-Жомарт Токаев с рабочим визитом посетил Алматы и выступил по разным темам перед активом города, на различных совещаниях по поводу нынешнего состояния крупнейшего мегаполиса страны. Глава государства выразил озабоченность результатами деятельности бывших градоначальников и фактически поставил под сомнение прежнюю политику в деле изъятия у Алматы ряда столичных функций.
Этот день был горячим для алматинских чиновников, так как президент распекал их по поводу недостаточности привлечения иностранных инвестиций и подверг критике деятельность индустриальной зоны Алматы, так как в этом году построен только лишь один небольшой завод, а из существующих предприятий назвал передовыми лишь два. Сделал глава государства выговор и заместителю акима Ерлану Кожагапанову за загубленные саженцы яблонь, погибших без полива на склонах гор.
Но наибольший фурор вызвали заявления Касым-Жомарта Токаева о необходимости прекращения строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау», неправомерности сноса исторических зданий и ликвидации предыдущим акимом Бауыржаном Байбеком трамвайного транспорта. Это сразу же вызвало большое количество версий и споров в социальных сетях о причинах подобных популистских речей, рассчитанных на привлечение внимания жителей бывшей столицы.
В частности, он запретил строительные работы в Кок-Жайлау, опираясь на мнение экологов и известных активистов, участвовавших в массовом движении по недопущению строительства туристического комплекса.
«В госпрограмме развития туризма до 2025 года горный кластер алматинского региона с потенциалом 2,5 млн посетителей в год определен как приоритетный. Но, чтобы каждый раз не возвращаться к этому вопросу, я сегодня запрещаю заниматься строительством горнолыжного курорта на Кок-Жайлау. Нам он не нужен. Тем более против него выступают все профессиональные экологи и компетентная общественность», – потребовал Токаев перед собравшимися ответственными работниками акимата.
Он также выразил возмущение и несогласие со строительством пятизвездочного отеля Rixos Almaty на месте снесенного в 2006 году Дворца пионеров.
«Как коренной алматинец, я не могу согласиться с возведением крупного жилого дома на месте исторического здания ТЮЗа на пр. Абылай хана, огромной гостиницы на ул. Кабанбай батыра рядом с сосновым парком. Таких примеров по Алматы немало», – сказал Токаев на совещании по вопросам социально-экономического развития города.
Он также не согласился и со сносом кинотеатра «Алатау», который, по его мнению, являлся знаковым сооружением для Алматы. Более того, он, подытоживая, констатировал наличие серьезных ошибок в сфере градостроительства в Алматы. Неверным он назвал и ликвидацию наземного электротранспорта, а именно трамвайных линий и старейшего депо, бросив камешек в огород нынешнего заместителя руководителя президентской партии «Нур Отан», который ранее принимал подобное решение будучи акимом перенаселенного мегаполиса.
Касым-Жомарт Токаев во время произнесения своих речей, которые транслировались телеканалами и многими изданиями, не мог не отдавать себе отчет, что подобные решения предыдущих руководителей Алматы непосредственно согласовывались с первым президентом Назарбаевым. Этим он поставил под сомнение все действия в сфере градостроительства за последние пятнадцать лет, утвержденные Елбасы.
Очевидно, что такие заявления были направлены в адрес жителей крупнейшего мегаполиса, который, несмотря на перенос столицы в Целиноград, по уровню экономики, ментально, культурно и по политической активности горожан остался главным центром страны, где и формируются общественные настроения. Приобрести поддержку со стороны алматинцев в рамках обозначившегося транзита власти чрезвычайно важно для Токаева, который этим еще косвенно оспаривает саму идею лишения города столичного статуса.
В свое время Назарбаев в 1998 году перенес столицу в бывший Целиноград, чтобы уйти от влияния южных кланов и из-за опасения массовых беспорядков в Алматы. Новый президент, похоже, пытается провернуть ту же эволюцию, но уже наоборот, уходя от тяжеловесов из «старой гвардии», окопавшихся в искусственном Нур-Султане. Кроме этого, будучи крупнейшим торговым центром и располагаясь близко к Китаю, Алматы становится более привлекательным для размещения ставки и возвращения ему столичных функций.
Подобная версия не лишена оснований, так как эта риторика Токаева легла на удобренную почву и уже вызвала симпатии не только со стороны алматинцев, но и многих казахстанцев, недовольных самим фактом переноса столицы, что действительно во многом противоречило национальным интересам и логике экономического развития. Подобные веяния вызывают дискуссию и ставят вопросы о возможном завершении политической эпохи Назарбаева.
Мы попросили ряд экспертов высказаться по этой теме. Правда, пока их мнение разделилось на тех, кто считает, что выступления нового президента являются откровенным популизмом, и на тех, кто положительно воспринял его заявления.
Так, например, политолог и бывший дипломат Казбек Бейсебаев считает, что это выступление нового президента является логичным в рамках очерченной пропагандисткой линии: «В принципе, так и должно быть. Скорее, он хочет показать, что государство становится слышащим и слушающим».
Такой же точки зрения придерживается и политолог Максим Казначеев: «Выступление Токаева выстроено вокруг наиболее резонансных тем, обсуждаемых в Алматы. Нужно отметить, что не обязательно решение этих вопросов положительно повлияет на качество жизни горожан. Но как повод для пиар-акций эти темы идеальны. По большому счету, Токаев продолжает линию, обозначенную еще во время предвыборной кампании, – брать «резонансные» темы и выступать на «стороне сил добра». Возвратить часть столичных функций он не сможет – это не его компетенция. А потому максимум, который он сможет взять от данной тематики, – самопиар».
Интересную позицию высказал известный экономист и коренной алматинец Айдар Алибаев.
– Э.К. По вашему мнению, что может быть в этих заявлениях? Желание получить дополнительную поддержку жителей крупнейшего мегаполиса страны или вернуть исторический, культурный и политический статус Алматы?
– А.А. Даже если и есть цель понравиться алматинцам, то это не первое, а где-то там в конце. Не будем забывать, что Токаев коренной алматинец и он обучался в 25 школе с французским языком обучения. Кстати, я там также учился в ней. В связи с этим я его прекрасно понимаю как алматинец алматинца и полагаю, что за все события, которые происходят в Алматы, у него как коренного горожанина элементарно может болеть душа.
Хотя мероприятия, связанные со сносом старых зданий, которые действительно были «изюминкой» Алматы, вызвали негативную реакцию жителей, и то, что он об этом сказал, выразив свое несогласие, я думаю, показывает его с очень хорошей стороны. Касательно яблок, исторически для Алматы это «наше все». И когда в свое время известные всем люди вырубали сады, то это воспринималось всеми болезненно. А то, что чиновники сейчас имитируют и у них руки непонятно откуда растут и то, что погибли саженцы и за это делается замечание, то это нормально, но я считаю это слишком мягким наказанием. Надо снимать их с должностей и быть более жестким.
Если говорить про Кок-Жайлау, то я полностью одобряю его действия. Ведь у двух акимов Есимова и Байбека были серьезные намерения Кок-Жайлау этот построить и изуродовать наши прекрасные горы и еще выкинуть на это миллиарды долларов. И то, что президент своим решением поставил точку в этом, я расцениваю позитивно.
Фото: Dailynews.kz