В Казахстане ширится общественная кампания в защиту этнических казахов Кастера Мусаханулы и Мурагера Алимулы, бежавших из Китая и попросивших политического убежища. В Алматы и Жанаозене 6 января прошли акции солидарности с ними. В социальных сетях не прекращаются дискуссии и обсуждения темы возможной экстрадиции этих беженцев обратно в КНР, что подогревается ограничительными мерами в отношении активистов, желающих присутствовать на судебном процессе в Зайсане.
Известные политики также начали высказываться против экстрадиции этнических казахов в Китай. В частности, Айдар Алимбаев, заместитель председателя партии ОСДП прокомментировал эту ситуацию, ответив на ряд вопросов «Эха Казахстана».
– Э.К. Айдар Байдаулетович, сейчас тема предоставления политического убежища для беженцев из Китая становится очень актуальной и обсуждаемой в стране. Каково Ваше отношение к этой проблематике?
– А.Б. Надо начать с самого начала. Почему люди незаконно пересекли границу и перешли в Казахстан? Я думаю со мной согласится любой человек, что ни один здравомыслящий человек от хорошей жизни, когда у него все нормально, просто так границу своего и чужого государства пересекать не будет. Понятно, что если два человека казахской национальности пересекли границу, то значит обстоятельства стали нетерпимыми, невозможными, чтобы их выносить. И эти обстоятельства вынудили их это сделать. Это шаг отчаяния и одновременно это шаг надежды. Надежды, что на исторической родине они найдут понимание независимо даже от того, что совершили незаконный поступок. И рассчитывают на снисхождение, даже несмотря на нарушение закона.
– Э.К. То есть, Вы придерживаетесь той точки зрения, что выдавать Кастера Мусаханулы и Мурагера Алимулы обратно властям КНР нельзя?
– А.Б. Убежден в том, что позиция нашего государства должна быть именно снисходительной по той простой причине, что это наши соотечественники, наши казахи. Потому, что как я говорил ранее, они вернулись к себе на историческую родину и сделали это под воздействием тяжелых и негативных для себя обстоятельств. Моя позиция в этом отношении заключается в том, что власти должны пойти к ним навстречу. Возможно, да, нарушение законодательства было и поэтому эти люди должны понести какое-то наказание, но ни о какой экстрадиции речи идти не должно.
Я считаю, что Казахстан должен дать им политическое убежище несмотря на то, понравится это действие Китаю или не понравится. Мы независимое государство, и мы в праве принимать решения и осуществлять поступки исходя из своих собственных интересов.
– Э.К. Как Вы оцениваете то обстоятельство, что не все, кто хотел поддержать этих беженцев из КНР, могут присутствовать на суде в Зайсане и власти чинят им определенные препятствия? В частности, активисты жалуются, что по дорогое из Семея их останавливают сотрудники полиции, а в сам зал судебных заседаний не пускают.
– А.Б. Сейчас идет суд и прошла информация, что не все желающие могут попасть в зал заседания, существуют ограничения и люди смотрят трансляцию через телевизор в другом помещении. Я не удивлюсь, что будут во время трансляции какие-то неполадки. Вы знаете, сам факт того, что суд осуществляет некие барьеры и препятствия для того, чтобы журналисты, общественные деятели и простые люди могли присутствовать на суде, говорит о многом. Эти действия говорят о том, что, судебные власти и высшие чиновники понимают пикантность ситуации и ее сложность, и то, что сами выглядят в ней не хорошо. Им, естественно, не хочется это показывать, так как люди снимут все это на смартфоны и айфоны и разнесут по всей стране. И поэтому чинят препятствия, а их реакция лучше всего иллюстрирует их отношение к людям.
Фото: Azattyg-ruhy.kz