Близятся выборы в Мажилис и маслихаты. По указу президента Касым-Жомарта Токаева они должны состояться 10 января следующего года. И хотя главный фаворит уже известен, конкуренция за второе место все еще продолжается.
В период выборов и после них в публичной политике будет играть большую роль персонификация, а не партии. У нас так сложилось, что политформирования запоминаются не по оригинальным повесткам, а по персонам. Из-за этого фактора, кстати, оппозиционные силы Казахстана никак не могут консолидироваться. Все хотят быть первым номером. И вместо того чтобы создать сильное объединение, способное составить конкуренцию Nur Otan, каждый хочет собственную партию, пусть даже слабую.
Несмотря на то, что особых неожиданностей в рамках выборов не предвидится, наверху обостряется борьба разных группировок. Это обусловлено осложнением экономической ситуации и жесткой конкуренцией за контроль над распределением сужающихся финансовых потоков.
Глядя на происходящие в республике события, можно с уверенностью сказать, что чистки и взаимные обвинения в элите уже начались. А это приводит к утечке компромата и к информационным войнам. Что-то подобное на себе уже ощутили олигархи Тимур Кулибаев и Булат Утемуратов. Осмелюсь предположить, что подобным атакам могут подвергнуться и другие тяжеловесы из «старой гвардии».
Возможно, сами выборы пройдут, как и запланировано, без «сюрпризов», но политизация, начавшаяся вокруг выборов и тех скандалов внутри правящей элиты, может привести в движение широкие слои населения. Драка олигархов способна разбудить более опасные силы для Акорды внутри общества и явно не добавит легитимности результатам выборов. Не исключено, что в итоге мы можем получить целый букет разных несистемных политических формаций и групп, которые переключат на себя внимание общественности на фоне разочарования в официальных партиях и институтах.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: zonakz.net