Правительство Казахстана вдруг озаботилось вопросом проведения широкополосного интернета в сельскую местность. Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аскар Жумагалиев на заседании кабинета министров озвучил программу цифровизации более 5 тысяч сельских населенных пунктов, которая будет осуществлена к 2022 году.
«До конца 2022 года 5089 сельских населенных пунктов будут подключены к сети интернет, для остальных сел будет обеспечена техническая возможность обеспечения интернетом с применением спутниковых технологий», – отрапортовал Жумагалиев на сегодняшнем заседании правительства в Нур-Султане.
Если верить докладу чиновника, то наша страна впереди стран СНГ по оснащенности интернетом, который проникает якобы в каждый дом сельчанина. По его словам, в 117 городах и более 3 тысячах сельских населенных пунктов есть интернет с применением технологий и сетей 3G и 4G. К концу этого года вообще 685 сел будут подключены к мировой паутине.
Эти планы выглядят фантасмогорично на фоне того, что ни одна программа по обеспечению сельской местности питьевой водой и газификации в рамках «годов аула» выполнена так и не была. Например, даже на севере в 27 километрах от Петропавловска есть село Трудовая Нива, где уже более 30 лет нет питьевой воды.
Более того, власти Восточно-Казахстанской области, которые увлеклись тотальным переименованием улиц и населенных пунктов, носящих советские и русские названия, лишь на бумаге провели воду в ряде районов, что вызвало недовольство депутатов Мажилиса. В частности, местная администрация приняла семь незавершенных проектов по водоснабжению сел Аягозского района, выдав желаемое за действительное.
При этом для проведения в районный центр и окрестные села водопроводов было выделено из бюджета свыше 2,5 миллиардов тенге. Эти проекты были указаны в отчётах как завершенные на 100%. В итоге где эти средства, по-видимому, должны будут выяснить компетентные органы. И такая ситуация сложилась не только в Восточном Казахстане, но и по всей стране.
Такие же проблемы отмечаются в Кызылординской области, где по программе «Нурлы Жол» только обещают решить проблему с водоснабжением, а в Туркестанской области, где вода во многих селах привозная, ряд водоемов и гидросооружений вообще находится в частных руках. Ранее сообщалось, что из 500 водохранилищ в стране половина принадлежала различным компаниям и арендаторам.
Не удивительно, что Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ по обеспеченности водой. В частности, на одного казахстанца приходится в год всего 6 тысяч кубических метров воды, тогда как в соседней России в 6 раз больше. В целом это ведет к деградации многих сельских населенных пунктов, которые покидают молодые люди, предпочитающие мигрировать из аулов, лишенных жизненных благ, в города и мегаполисы.
Так, согласно исследованиям, из 7093 деревень и аулов чиновники определили 4493 в качестве населенных пунктов со средним и низким потенциалом развития. Из этого числа 4114 сел получают воду низкого качества, а в 267 жители вынуждены завозить воду своими силами. Возможно, что эти данные даже занижены с учетом рапортов об успешном проведении новых водопроводов, которые в итоге, как в Восточно-Казахстанской области, были построены только на бумаге.
Да и в деле проведения широкополосного интернета в сельской местности правительством применяется особый подход. Так, министр Аскар Жумагалиев указал в своем докладе, что доступ к интернету будет предоставляться только для перспективных сел. Налицо сегрегация казахстанцев по вопросам места проживания. Те граждане, которым не повезло родиться и проживать в не перспективных аулах и деревнях, попросту будут лишены доступа к этим благам.
И этот подход определен сверху указаниями Елбасы, который назвал на политсовете правящей партии неперспективные села паразитами. Бедность жителей и банкротство фермеров связано с процессами обезземеливания, с общим снижением хозяйственной деятельности. Государство не заинтересованно в развитии этих населенных пунктов, которые уже составляют большинство.
В частности, экономист Сакен Жунусов связывает эту деградацию сел с проблемами латифундизма и прихода иностранных инвесторов из КНР, заинтересованных в зачистке территории от лишнего населения.
«Назарбаев высказал то, о чем обычно принято молчать. И договорился о населенных пунктах и жителях как о паразитах! А как быть с тем, что вы продекларировали в законе о региональных стандартах? Где же тогда лежит истина? А на самом деле они готовят за закрытыми дверями в конечном счете полное уничтожение казахстанского сельского хозяйства, чтобы на землю Казахстана, последний актив, который принадлежит 18-миллионому народу, привести иностранного инвестора. На самом деле это транснациональные корпорации Китайской народной республики, которые скоро заполонят нашу землю и потом их выгнать будет очень сложно», – резюмирует Сакен Жунусов.
Трудно поспорить с экономистом, который указывает на корень данной ситуации, когда в населенные пункты вместо воды, газа, электричества, строительства новых предприятий, больниц и школ проводится широкополосный интернет. Особенно это контрастно выглядит на фоне социалистического строительства в Казахской ССР, когда в стране возводились новые электростанции и водохранилища, каналы и водопроводы, создавалась на селе инфраструктура, которая сейчас полностью разрушена.
Тагир Баиров специально для «Эхо Казахстана»
Фото: caravan.kz