Азиатские континент на данный момент занимает основные места в росте мировой экономики. Более заметно это видно на фоне пандемии, во время которой западные страны в процессе борьбы с ней показали падением экономической системы, которые при этом еще усугубилось энергетическим кризисом.
Азиатские страны с большим успехом справились с первыми волнами коронавирусной инфекции и быстрее смогли заново перезапустить экономические процессы, в условиях возникших проблем в виде закрытых границ, всплесков покупок и многого другого.
Китай, Япония и Южная Корея смогли достичь стабильного роста в 2021 году, при этом первые две страны занимают второе и третье место по величине экономике.
В связи с этим, на Востоке начинается рост инвестиционных возможностей по сравнению с Западом.
Лидером по зарубежному инвестированию уже долгое время остается Китай. Так как экономика страны получила огромные возможности, китайские инвесторы все реже идут на рискованные развивающиеся рынки, на которых есть больший шанс выиграть борьбу.
Япония также в начале своего роста занимала активную позицию на новых рынках, но на данный момент, накопив активны, японские компании стали более консервативными в выборе стран и отраслей для вложения.
В тоже время Китай и Южная Корея еще открыты для инвестирования, причем китайские компании предлагают более широкий арсенал взаимодействия.
Поэтому Казахстану нужно иметь весомые аргументы для азиатских инвесторов в целях вкладов в экономику страны. Это зависит от казахстанского дипломатического ведомства, главная задача которого заключается в формировании имиджа для привлечения ярых вкладчиков.
Китай в рамках проекта «Один пояс – Один путь» реализует несколько вариантов маршрутов, в которых практически во всех присутствует Казахстан. Географические акценты в стратегии Китая в проекте расставлены следующим образом:
Географические акценты в современной транспортно-транзитной стратегии Китая в рамках «Одного пояса – Одного пути» расставлены следующим образом:
Входные точки – Казахстан (основной), Таджикистан (дополнительный), Кыргызстан (гипотетически дополнительный). В Казахстане есть уже все виды инфраструктуры, в Таджикистане есть автодороги, в Кыргызстане есть автодороги и возможно будет железная дорога.
Главная транзитная территория— Казахстан. Через Казахстан проходят основные трассы и трубопроводы, идущие в Китай. Причем железные дороги в Китай и на запад страны, а также автодорогу «Западная Европа – Западный Китай» Казахстан строил за собственные деньги.
Короткие маршруты. Они идут из Казахстана по следующим направлениям:
- Центральная Азия (прежде всего Узбекистан и Туркменистан),
- Афганистан (через Узбекистан),
- Иран (по новой железной дороге через Туркменистан),
- Россия.
Длинные маршруты. Они также идут из Казахстана, но уже включают в себя больше стран:
- через казахстанский порт Актау в Баку и дальше в страны Закавказья,
- через Иран в Турцию и оттуда в Европу,
- через российские порты на Балтийском море в Европу,
- через Россию и Беларусь в Европу.
По данным, для Казахстана расширение грузооборота на 5% приведет к увеличению совокупного выпуска в экономике на 0,65%, рост грузооборота на 10% уже даст рост выпуска на 1,29%, а на 20% – на 2,59%. И это можно реализовать, несмотря на пандемия коронавирусной инфекции.
Узкие места транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана определяются следующими факторами:
- слабой пропускной способностью автомобильных и железнодорожных транзитных маршрутов;
- низким уровнем контейнеризации;
- нехваткой современных контейнерных терминалов.
Строительство современных контейнерных терминалов в Казахстане является главным инструментом для достижения максимального эффекта вовлечения страны в мировые цепочки поставок.
Однако, на данный момент РК смогла замкнуть большую часть железнодорожного транзита между Китаем и Европой, странами Центральной Азии и Ираном.
В тоже время азиатские вложения требуют скоординированной работы на постоянной основе не только со стороны государственных органов, но и бизнес-сообщества и широкой общественности.
В связи с мировым экономическим кризисом, а также ряда событий, в период с 2013 по 2020 годы доля Китая в валовом притоке иностранный инвестиций в Казахстан уменьшилась с 9,3% до 4,7%.
Источник: Zakon.kz