На сегодняшний день в Казахстане существует серьезный кризис внутрипартийной системы, когда та же партия власти Nur Otan использует и левую и правую идеологии. А, как правило, левые и правые политобъединения зачастую не оправдывают ни смыслы, заложенные в эти определения, ни ожидания поддерживающего заявленную идеологию электората.
Этот кризис является результатом неправильной организации политического процесса в нашей республике. Сам Мажилис всерьез рассматривается только из-за того, что его спикером является такой политический деятель как Нурлан Нигматулин. Если бы нижнюю палату парламента возглавлял другой чиновник, то о ее существовании мало бы кто вспоминал, а к выборам в Мажилис был бы такой интерес как к выборам в маслихаты.
Фактически в Казахстане происходит имитация бурной политической деятельности: реформы проводят, но их эффективности мы не видим. Ярким примером этому служит либерализация политического пространства – норму для регистрации партии снизили, но новых политических формирований как не было, так и нет. В итоге к парламентским выборам наша страна подошла с той же «партийной колодой».
С планированием и организацией выборов тоже не все гладко. Работа с протестным электоратом практически не ведется, и с уходом Общенациональной социал-демократической партии с дистанции неизвестно, как поведут себя несогласные. Складывается впечатление, будто руководство республики пустило избирательный процесс на самотек.
Эти системные ошибки вызывают серьезную обеспокоенность, поскольку могут возникнуть проблемы с легитимизацией результатов выборов, особенно на фоне недоверия граждан к существующим партиям. Это говорит о необходимости проведения более продуманной политики партийного строительства и создания реальной системной оппозиции, способной вести диалог с широкими слоями общества и с властью. Иначе новая конструкция может повиснуть в воздухе без опоры снизу.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: gazeta.ru