С момента кордайских событий прошло уже более семи месяцев, однако до сих пор не ясно, виновны ли дунгане в произошедших погромах, или они просто защищали свои дома от бандитов? Попытаемся с этим разобраться.
Начнем с того, что беспорядки в Кордайском районе Жамбылской области стали первым в нашей стране конфликтом на этнической почве, в результате которого погибли ни в чем не повинные люди. Эти убийства сопровождались поджогами жилых домов, автомобилей, объектов бизнеса, призывами и угрозами. Но больше всего граждан напугало и возмутило необъективное расследование этих преступлений.
Утро, после беспорядков, началось с арестов. При этом задерживать правоохранители начали не инициаторов погромов, а жителей пострадавших сел Масанчи, Сортобе и Булар Батыр, которые до подхода ОМОНа пытались остановить громил и не допустить поджога зданий.
Допросы в полиции, как говорили, дунгане, проходили в грубой форме и даже с применением пыток. Более того, сотрудники правоохранительных органов врывались в дома пострадавших граждан и проводили в них обыски, не предъявляя соответствующего ордена.
Обыски прекратились только после обращения в генпрокуратуру. При этом 11 жителей Масанчи, Сортобе и Булар Батыра до сих пор содержаться под стражей. Несмотря на то, что эти люди были вынуждены защищать свои дома от бандитов, они обвиняются в организации и участии в массовых беспорядков.
Причем, как заявляли дунгане, в отношении задержанных полицейские применяют незаконные меры воздействия, включая пытки, избиения и психологическое воздействие.
О чем говорить, если даже некоторые казахстанские политики и депутаты активно пытались «заработать очки» на кордайских событиях, обвинив во всем дунган. Наглядный пример этому депутат Мажилиса Бахытбек Смагул, который после поездки в Кордай открыто заявил, что вину за произошедшие погромы должны понести дунгане, так как они не знают казахский язык и не служат в армии.
Удивительно, но такого же мнения придерживается и заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Шахир Хахазов, который, по идее, должен призывать к межнациональному согласию, а не выступать с голословными обвинениями в адрес дунган.
Рассматривая эту ситуацию, необходимо отметить и такой опасный прецедент, как потворство местной полиции Кордая участникам погромов. Один из жителей Каракемера рассказал, что прибывшие в самом начале на место конфликта правоохранители открыто заявили, что у местной молодежи есть 3-4 часа на то, чтобы наказать дунган, и полиция не будет этому мешать. Более того, некоторые люди видели, что стражи порядка принимали участие в драках и грабежах.
Учитывая это все, можно с уверенностью сказать, что казахстанские националисты при поддержке чиновников и таких депутатов как мажилисмен Бахытбек Смагул, пытаются выставить главными виновниками кордайских событий самих дунган. А формулировка, что это не межнациональный конфликт, а драка между жителями сел привела к необоснованным арестам и избиениям в полиции дунган, защищавших свои дома от бандитов.
Хотелось бы подчеркнуть, что именно безнаказанность становится причиной большинства конфликтов на этнической почве. Чтобы избежать повторения кордайский событий, в Казахстане нужно разработать эффективную этнополитику, которая позволила бы сформировать у всего населения нетерпимость к национализму и ксенофобии, а также восстановить межэтническую стабильность.
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: rus.azattyq.org