Помощница председателя Коллегии ЕЭК Ия Малкина недавно сообщила о планах экономической комиссии рассмотреть вместе с Узбекистаном проект, касающийся строительства Трансафганской железной дороги, которая свяжет эту страну с Афганистаном и Пакистаном. Похоже, что чиновники ЕЭК еще не совсем поняли, чем грозит это строительство, а ведь оно в полной мере подпадает под стратегию Вашингтона по интеграции Центрально-Азиатского региона с Южной Азией с целью его дальнейшего отрыва от России и Евразийского союза.
Соглашение о магистрали через территорию Афганистана в Пакистан было подписано при участии президента Узбекистана Шавката Мирзиеева еще в 2017-м году. В начале прошлого года Узбекистан, Афганистан и Пакистан утвердили дорожную карту, в которой предусмотрено строительство железной дороги длиной в 600 км. Реализовать проект страны планируют в течение пяти лет, его общая стоимость 4,8 миллиарда долларов. При этом узбекская сторона с 2018 года пыталась привлечь к этому проекту и Казахстан, и Россию, так как строительство и эксплуатация сопряжены с высокими рисками в Афганистане. Тогда же руководство компании «Узбекские железные дороги» заявило, что для реализации проекта планируется создание финансового консорциума с участием России, Казахстана, Афганистана и Пакистана. Также им прорабатывались и другие источники финансирования. В частности, об интересе к строительству дороги заявили Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, Исламский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и американская Международная финансовая корпорация развития.
Чем же так интересен этот проект международным фининститутам, которые находятся под управлением Штатов и Евросоюза? Над новой магистралью американцы начали работать еще в далеком 2009 году в целях переориентации стран Центральной Азии на южное направление для отрыва от России. Во времена первого президентства Барака Обамы в США была разработана доктрина инфраструктурной интеграции ЦА с Афганистаном, Пакистаном, а также государствами Южной Азии, называется она «Новый шелковый путь». Ее разработчиком является Центр стратегических и международных исследований, а вероятными заказчиками – Пентагон и американские спецслужбы. Тогда Штаты заявили, что цель проекта – создать условия для расширения торговых отношений Центральной и Южной Азии, среди которых развитие инфраструктуры, транспортных и энергетических путей.
В их проекте предусматривается строительство железной дороги для интеграции ЦА с Афганистаном и выход стран к портам Пакистана, расположенным на берегу Индийского океана. Помимо дороги, в стратегии доктрины указывается, что в южном направлении также пойдет газ из Туркменистана, электроэнергия из Таджикистана и Кыргызстана. Эти векторы были представлены в 2011 году как американская альтернатива российским и китайским предложениям.
Подобным проектом США стремятся стабилизировать Афганистан и повторить историю с Закавказьем. В частности, в 1990–2000 годах Штаты всеми силами способствовали строительству нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум, которые позволили затем поставлять нефтегазовые ресурсы Азербайджана в обход России. В итоге позиции России в Закавказье стали значительно слабее. Также Вашингтон собирается действовать и в Центральной Азии. Поэтому он так активно собирается участвовать в строительстве Трансафганской железной дороги.
Казахстан янки также втягивают в данный трансафганский проект, который сулит якобы новые маршруты транспортировки нефти в обход России. При этом застрельщиком самого проекта активно выступает Ташкент, который с начала февраля прилагал дипломатические усилия для того, чтобы заручиться поддержкой Нур-Султана, Ашхабада и Душанбе в деле его осуществления. Ясно одно, в случае его запуска Вашингтон собирается максимально ослабить позиции России и Китая в регионе, установив гегемонию западного капитала. Нужно ли нам играть по правилам заокеанской державы, устроившей войну в том же Афганистане для этих целей? Не станем ли мы сами втянуты в зону хаоса и конфликтов, слепо следуя установкам Госдепа?
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: kabar.kg