Издание «Вашингтон пост» вскрыло факты коррупции, преступлений и обмана американской военщины и чиновников США, которые вводили в заблуждение как собственную общественность, так и все мировое сообщество о целях войны и о ее ходе. Насквозь продажным и коррумпированным оказалось и марионеточное правительство в Афганистане, установленное американцами после оккупации страны. Журналисты издания, обнародовав уникальные протоколы опросов 400 военных, дипломатов и предпринимателей, пришли к выводу, что 18 лет войны в Афганистане были фактически напрасными.
Заполучить все эти документы в виде 2000 страниц интервью «Извлеченные уроки», проведенных Управлением Специального генерального инспектора по реконструкции Афганистана удалось только после трехлетней судебной тяжбы. Показания военных и чиновников представляют совершенно другую картину, отличную от той, которую транслировали американские СМИ ранее. В них интервьюируемые достаточно откровенно рассказывали об ошибках руководства, которые только продлили войну.
Помимо этих опросов, в руки редакции попали и уникальные конфиденциальные записки бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда из Национального архива Пентагона. В них глава военного ведомства дает инструкции и комментарии офицерскому составу в ходе начавшейся в 2001 году военной кампании в Афганистане.
В этих сообщениях Рамсфелд приоткрывает завесу секретности над боевыми действиями, развернувшимися в этой горной стране, ход которых не всегда был удачен для Пентагона. Эти записки показывают, что достигнуть однозначного успеха в войне с Талибаном не удалось, а все три американские администрации попросту оказались неспособными реализовать на практике свои предвыборные обещания о прекращении войны.
Сведения, предоставленные сотрудниками различных государственных структур США в Афганистане в рамках интервью «Извлеченные уроки» противоречат всем победным реляциям и официальным заявлениям президентов, высших офицеров и работников Госдепа. Это раскрывает то обстоятельство, что подобные радужные сообщения были сделаны с полным пониманием того, что они ложны от начала и до конца, тогда как война только затягивалась, становясь только ожесточеннее.
Примечательно, но на верху не приветствовались негативные сообщения о провальных операциях и гасилась любая критика со стороны подчиненных, которые были не согласны с методами и тактикой осуществления военной кампании. Таким образом, власти сознательно вводили заблуждение как себя, так и окружающих, отгораживаясь от реальной действительности.
Такое мнение высказал, например, Боб Кроули, в интервью «Извлеченные уроки», 3 августа 2016 года, который в 2013–2014 годы был советником в штаб-квартире Международных сил содействия безопасности (МССБ). Он отмечает наличие многочисленных фактов межведомственных войн и склок, а также нежелание начальства слышать о настоящей неприглядной информации, идущей с мест.
«Но, когда мы попытались выразить более серьезные стратегические опасения по поводу готовности, возможностей или коррупции афганского правительства, стало ясно, что это не приветствуется, и шефу это не понравится. Между USAID и Министерством обороны было много войн за власть. Чиновники USAID часто говорили офицеру, командующему войсками в той или иной провинции: «Я не работаю на вас»», – указывает Боб Кроули.
Говорит он и об изначальном непонимании обстановки в Афганистане и непонятных целях войны, которые были загадкой даже для самих военных, брошенных для уничтожения талибов.
«В стратегии было несколько ошибочных предположений: Афганистан готов к демократии в одночасье, население поддержит правительство в короткие сроки, больше всего будет лучше. Мы действовали слишком поспешно, и поэтому оказались в коррупционном болоте, когда правительство не имеет реальной поддержки населения. В следующий раз мы должны обеспечить больше контроля, а не стремиться к демократии. Афганское правительство было крупнейшим источником нестабильности из-за коррупции», – замечает бывший советник, который уже отказывается от пропагандистского фетиша всех операций на Ближнем Востоке и Азии.
Ему вторит и отставной дипломат США Райан Крокер, который был послом США в Афганистане в 2011-2012 гг., и исполняющим обязанности посла в 2002 г., а также послом США в Пакистане, 2004-2007 гг. Он не скрывает того, что американцы вообще были не готовы даже для открытия своего дипломатического представительства в завоеванной стране.
«Я ни в коем случае не был специалистом по Южной Азии. Меня просто попросили поехать и открыть посольство. Таким образом, я не имел никакого опыта в Афганистане, в прошлом или настоящем, и с тех пор, как я переехал с уведомлением за 72 часа, у меня не было времени ничего приобрести. Так что для меня весь акцент был сделан на том, чтобы просто открыть и запустить миссию, что было немалой сложностью в сложившихся обстоятельствах, а затем решать что-то вроде проблем настоящего», – откровенничает Райан Крокер.
Его глазам предстал полностью разрушенный Кабул, и он ужаснулся последствиям бомбардировок. Кроме этого, он рассказал, что Карзая привезли в Афганистан американские военные.
«Абсолютная разруха. Мне показалось, заезжая впервые в город, что представшая перед глазами картина похожа на фотографии Берлина 1945 года, а аэропорт Кабула в то время был закрыт. Мы должны были прибыть из Баграма и проезжать милю за милей по безжизненной территории, проезжая по высохшему руслу, так как мост отсутствовал. Это был очень трезвый опыт, так как там буквально ничего не было. Мои ранние встречи с Карзаем, который прибыл всего за пару недель до того, как я это сделал, подтвердили мои впечатления. Он здесь был лидер временной власти, у которого не было реальной власти и ему не с чем было работать, ни военных, ни полиции, ни гражданской службы, ни функционирующего общества. Таким образом, чудовищность задачи сильно поразила меня с самого начала», – ярко описывает свои впечатления о разрушениях в Афганистане бывший посол.
Еще десятки американских и афганских чиновников заявили интервьюерам, что многие из инициатив США, от обучения афганских сил до борьбы с процветающей торговлей опиумом, обречены на провал, поскольку основаны на ошибочных предположениях о стране, которую они не понимают. Кроме этого, Соединенные Штаты тратили огромные суммы денег, пытаясь переделать Афганистан, и в действительности только порождали невиданную коррупцию в этом процессе.
Теперь Вашингтон просто не знает, что делать в Афганистане, где продолжаются военные действия и гибнут под бомбами мирные граждане, устраивающие свадьбы и похороны, и даже афганские военные, попадающие часто под «дружественный» огонь авиации и артиллерии Пентагона. Единственное, он может использовать страну как трамплин для нападения на соседний Иран и Китай и для дестабилизации южных границ СНГ и ОДКБ.
Сам Афганистан лежит в руинах и Госдеп мечтает переложить груз по восстановлению инфраструктуры, разрушенных предприятий, школ и больниц на Казахстан, Узбекистан и другие бывшие республики советской Средней Азии. Особые планы у Вашингтона на Нур-Султан, так как еще с первым президентом Казахстана были договоренности о вложении миллиардных инвестиций в экономику этой страны. И действительно мы видим большие потоки продовольствия, работу строительных фирм и даже попытки освоения казахстанскими компаниями месторождения драгоценных камней.
Однако казахстанское руководство должно понимать все риски строительства новых капитальных широкополосных мостов, современных шоссейных дорог с территории Таджикистана, которые могут иметь двойное назначение. Не строим ли мы сами своими руками современные трассы для переброски американских войск для очередного установления или обеспечения демократии уже в нашей стране или у своих соседей?
Это риторический вопрос, который напрямую связан с продолжающейся многовекторной политикой, которая втягивает республику в чужие конфликты и помогает порабощать афганский народ.
Фото: news.rambler.ru