Республика Казахстан считает торговые конфликты весьма сомнительной политикой, а также выступает против односторонних санкционных ограничений. В то же время Соединенные Штаты Америки стремятся повлиять на экономику и политику стран Центральной Азии, в том числе на Казахстан, в целях ослабления позиций Российской Федерации в регионе. Однако на практике Вашингтону нечего предложить Астане взамен сотрудничеству с крупнейшим торговым и стратегическим партнером – Россией.
На фоне смены власти в США, пока остается неясным как изменится курс Вашингтона на расширение влияния в Центральной Азии. Тем не менее американская сторона, вероятно, продолжит предпринимать усилия для того, чтобы сдерживать расширение любого рода сотрудничества Казахстана с Россией.
Так, например, посол Соединенных Штатов в РК Дэниел Розенблюм ранее признавал, что санкционные ограничения в адрес России могут негативно сказаться и на Казахстане. Исходя из этого, Вашингтон открыто использует санкционные инструменты с целью ослабления экономических связей между Астаной и Москвой.
Тем не менее в Белом доме прекрасно понимают, что сотрудничество с Россией жизненно необходимо для стран Центральной Азии. Кроме того, Вашингтон осознает, что ни Запад, ни Соединенные Штаты Америки не могут предложить альтернативу партнерству с Россией.
По большей части это связано с тем, что сотрудничество стран ЦА с РФ настолько всеобъемлющее, что затрагивает все важнейшие аспекты жизнедеятельности стран региона и, в частности, Казахстана. В связи с этим сворачивание программ взаимодействия или выход из взаимных соглашений с российской стороной будет очень болезненным для стран Центральной Азии.
В то же время США пытаются найти способ не допустить увеличения сотрудничества государств региона с Россией, хоть и не могут ему в противовес предложить ни инвестиций, ни рынков, ни каких-либо технологий, ни грантов, ни гарантий безопасности.
К слову, военное сотрудничество Вашингтона и Астаны было еще одной попыткой Соединенных Штатов вывести Казахстан из зоны тесного и стратегического сотрудничества с Москвой. Однако именно партнерство с Россией является главным гарантом безопасности для Казахстана. Доказательством тому стал опыт января 2022 года.
По итогу США не имеют реального стратегического интереса к Центральной Азии в практическом ключе. Центральноазиатский регион слишком удален и в этом плане неинтересен американским компаниям и политической элите. Так, взаимодействие со странами ЦА имеет для Вашингтона скорее второстепенный характер и влияние в регионе будет усилено лишь в качестве противовеса другим крупным геополитическим игрокам, таким как Россия и Китай.