На сайте казахстанской редакции радио «Свобода» 25 января вышла статья ««Все казахи стали террористами». Боль, страх и прессинг в «лагерях» Синьцзяна», в которой наши коллеги сообщают читателю о том, что все без исключения казахи в Китае подвергаются репрессиям и гонениям. В качестве примера выбрана история этнического казаха, являвшегося гражданином КНР Нурлана Коктеубая. Более того, якобы на основании высказывания охранника лагеря «перевоспитания» подается мысль, что все китайские казахи рассматриваются государством в качестве преступников.
Нам данный подход к освещению проблемы «лагерей перевоспитания» и нарушения прав человека в Китае показался достаточно странным, направленным на то, чтобы преувеличить проблему до масштабов абсурдности и, тем самым, отбить интерес общественности к реальной угрозе китайского шовинизма. Для чего это делается? Сознательно, или в погоне за кликами на заголовки? По ошибке, или для дискредитации проблемы?
Мы возмущены тем, что коллеги из редакции «Азаттык» не просто явно преувеличивают, а создают из тематики преследования фантастическую картину и явно нарушают главный принцип журналистики – объективность. Для объективной оценки они должны были бы представить свидетельства других очевидцев, официальные доводы властей, дать ссылки на международные расследования по этому поводу. И вместо того, что показать реальную не менее драматическую и даже трагическую ситуацию, на деле для читателей выдаётся лубок в виде грубой пропагандистской поделки, призванной показать «холокост» в отношении казахов, да и всех тюркских народов в Синьцзяне.
То есть, существующую в действительности проблему сознательно преувеличивают для того, чтобы у общества сложилось впечатление: не может такого быть, как это всех казахов считают террористами? Ведь у наших граждан, которые имеют родственников в СУАР или ездят в Китай по работе или по туристическим направлениям всегда могут сказать, что это не соответствует нынешнему положению дел. Значит журналисты врут. Значит и то что они пишут про «лагеря перевоспитания», ущемления прав уйгуров – тоже враньё.
Отдельное субъективное мнение и личные наблюдения узника подаются как истина в последней инстанции. При этом его рассказ снабжается художественными зарисовками в стиле рисунков вымышленных пыточных камер тюрем Северной Кореи, из которых якобы бежали такие же узники. При этом подозрительно выглядит тот факт, что китайские власти испугались петиций и обращений родственников в казахстанский МИД. Почему такое вдруг произошло, когда другим не дают такой возможности выехать к своим родственникам в нашу республику и они вынуждены незаконно переходить границу?
Ведь действительно несуразно выглядит отрывок, когда героя рассказа попросили выехать в Казахстан в течении указанного времени, так как тогда бы мог быть снят с должности местный секретарь партийного комитета. «Человек, вручивший мне документы, сказал, что, если я не уеду в указанный день, главный секретарь района будет уволен», – указывает Нурлан Коктеубай. Непонятно только почему и зачем в такой спешке был буквально депортирован гражданин КНР в нашу республику. При этом вначале своего повествования он указал журналисту на то, что у него перед посадкой в «лагерь перевоспитания» отобрали паспорт и документы и он буквально должен был сгнить в «тюрьме народов».
Это противоречие и несоответствие так бросается в глаза особенно на фоне того, как тысячи этнических казахов действительно не могут получить паспорт и разрешение на выезд в Казахстан, что вызывает у нас законное сомнение в подлинности самого рассказа. Правда, мы не отрицаем факт ареста и нахождения Нурлана Коктеубая в заключении. Более того, мы постоянно пишем и говорим о китайской экспансии в Казахстане, о нарушении прав уйгуров, казахов, кыргызов и других тюркских и мусульманских народов в СУАР, которые действительно подвергаются давлению.
Но сама обстановка и то, что происходило внутри «лагеря перевоспитания» не могут и не должны быть приукрашены или поданы в определённом свете. Причем, так, как это сделали коллеги из Азаттыка, в гипертрофированном виде, в результате чего возникает не здоровое негодование действиями Пекина, а чувство недоверия сказанному. Особенно это касается высказывания какого-то рядового охранника, даже не офицера спецслужб или партийного чиновника, который заявляет, что «Вы все преступники!». При этом, бывший заключенный не только верит в это заявление, но и транслирует его как своё собственное ощущение.
Но журналист Аян Кулмурат в заглавии статьи пошел еще дальше и утверждает на основании этого рассказа, что все «Все казахи стали террористами». По нашему мнению, это не просто передергивание фактов, а явная ложь и целью этой лжи является то, чтобы, наоборот, ослабить внимание общественности к проблемам “лагерей перевоспитания” и ассимиляционной политике Китая. Ведь читая подобные эмоциональные, не подтверждённые доказательствами материалы, а также выдавая частный случай за общую тенденцию, у общественности возникают сомнения в достоверности сказанного. Такого рода технологии применяются даже не с целью демонизации руководства Китая, сколько для внесения сумятицы и дополнительных дискуссий в среду его противников.
Ведь даже, по пересказанным словам, того же одного единственного охранника в лагере, где сидел Нурлан Коктеубай, там находилось шесть тысяч человек. К тому же бывший заключенный сам говорит, что среди этих людей большинство были уйгуры. Получается, что вовсе не «все казахи стали террористами» или «преступниками», а сами масштабы репрессий и арестов явно несоизмеримы с таким понятием как геноцид или тотальная этническая чистка. Видимо, к этому нас пытаются приучить журналисты радио «Азаттык».
Это и не удивительно, ведь радио «Азаттык», будучи редакцией американского радио «Свобода», официально получает деньги из бюджета США и является не компанией где работают журналисты, а компанией, где работают пропагандисты. Поэтому и специально муссируется такой образ, который формирует у казахстанцев противоречивые суждения о ситуации в Синьцзяне, да и у нас в стране.
Мы же считаем, что во всем должна быть объективность, тем более в проблеме ущемления прав национальных меньшинств в СУАР властями КНР, чтобы за пропагандистскими штампами американских СМИ не потерять реальную картину происходящего. Если этого не будет, мы не сможем трезво оценивать настоящие угрозы и вызовы нашему обществу как изнутри, так и вовне.
Редакция “Эха Казахстана”
Фото: reutersagency.com