В Казахстане ощущается рост цен на дизельное топливо. Так согласно оценкам исследователей портала EnergyProm летнее дизтопливо выросло в цене на 22,4%, а зимнее почти на 23% за год. В тоже время цены на бензин практически не изменились.
Рост цен на дизельное топливо казахстанские чиновники объясняют необходимостью предотвратить его полный вывоз в соседнею Россию. Еще в конце ноября министр энергетики Бозумабев отмечал, что из-за разницы в цене и массового вывоза продукции создается дефицит дизтоплива внутри Казахстана.
«На приграничных рынках с РФ резко возросло потребление дизтоплива и бензина. Если сравнивать потребление Туркестанской области и Шымкента, в котором вместе проживает 3 млн человек, и ЗКО или Костанайскую область, в которых проживает 700-800 тысяч человек, то потребление в двух последних в несколько раз больше, чем сегодня на юге. Это означает, что дизельное топливо и бензин утекают на сопредельные рынки в Россию», – заявлял министр.
Однако эксперты считают, что это может быть также связано с желанием монополистов получить дополнительные прибыли, так как дизтопливо потребляют в основном сельхозпроизводители, а рост цен на топливо имеет сезонный характер во время проведения уборки урожая и посевных работ. Это при том, что Казахстан сам обеспечивает себя дизельным топливом на 93,5%.
Чиновники кабмина к концу года констатируют общий рост производства бензина и дизтоплива, который уже покрывает потребности внутреннего рынка.
Так по итогам января-сентября 2018 года казахстанские производители обеспечивают уже более 88% спроса на бензин, при этом 99,9% реализуется на внутреннем рынке. Благодаря росту производства и политике импортозамещения в секторе импорт бензина сократился почти на 52% за год, до 374,5 тысячи тонн.
Фото: kolesa.kz