Останки двух солдат из Казахстана, погибших во время Великой Отечественной войны, были найдены под городом воинской славы Ржевом.
Останки нашли участники московского поискового отряда “Пионер”, который возглавлял Михаил Богданов.
«Мы работали по северной части Ржева, в районе урочища Буруково. Работаем мы преимущественно щупами, без металлодетекторов, так как местность эта давно отработана по железным сигналам и найти солдата с каской или лопаткой уже маловероятно. В этом месте есть траншея, в которой наши коллеги два года назад нашли несколько советских бойцов. Мы решили прощупать возможные выходы из окопа и подбрустверные ниши. И моему коллеге – Александру Кореневу повезло, он наткнулся щупом на останки бойца», – поделился Богданов.
Он отметил, что при солдате были обнаружены плоскогубцы, перочинный нож, бритвы, а также самодельный медальон, представляющий из себя записку в стальной винтовочной гильзе.
«Наш товарищ и большой профессионал по вскрытию сложных медальонов Игорь Михайлюк, сумел аккуратно извлечь записку и прочитать данные солдата. Им оказался Донцов Иван Калинович, 1904 года рождения, из Казахской АССР, села Каменка, который воевал в составе 243-й стрелковой дивизии, понесшей большие потери в августовском наступлении при прорыве укрепленной и подготовленной немецкой обороны. Иван Калинович числился пропавшим без вести с 14 августа 1942 в районе соседней деревни», – рассказал Богданов.
Он выразил надежду, что будут найдены родственники солдата и он будет похоронен у себя дома со всеми почестями.
Останки второго казахстанца были обнаружены коллегой Богданова Сергеем Бобылевым в районе деревни Малое Карпово.
«На месте старой деревни Сергей нащупал поисковым щупом провал, где, по его ощущениям, находились останки. Мы предположили, что, так как место сырое, то, по всей видимости, они были в плохом состоянии. Останки извлекали втроем – я, Сергей и приехавший из Ржева на подмогу наш товарищ и коллега Николай Зубов. Так как место болотистое, то приходилось не столько копать, сколько отчерпывать воду ведром, чтобы дно раскопа было сухое и не пропустить «смертный медальон». Это оказалась воронка. Наличие в ней немецкой колючей проволоки указывало на то, что это был самый передний край немецкой обороны. В воронке было 6 красноармейцев», – рассказал Михаил.
Среди личных вещей солдата были обнаружены только несколько монет и таблетки для обеззараживания воды.
«Мы всегда большое внимание уделяем одиноким гильзам, расположенным отдельно в карманах, так как под Ржевом это основной вид «смертного медальона». Многие солдаты, делали свои весточки из бумажки, вложенной в гильзу, надеясь на то, что похоронная команда найдет и сообщит, что не пропал он без вести, и не попал в плен, а геройски погиб в бою. И в этом раскопе нам посчастливилось обнаружить две таких судьбоносных гильзы. Вид у них был очень плачевный, казалось, что без шансов. Но видимо кто-то очень ждет этих бойцов и им надо вернуться, потому что две записки были прочтены и имена установлены», – сказал Михаил.
Фото: inform.kz