В июле «Эхо Казахстана» взяло интервью у известного казахстанского журналиста и карагандинского общественного деятеля Олега Гусева о ситуации в регионе и деятельности компании «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ).
Он рассказал тогда, что директор по правовым вопросам АМТ Галымжан Кунакбаев шантажировал его родственника – наемного директора подрядной организации на Арселоре: «или Гусев перестаёт про нас писать, или ваша фирма на АМТ больше подрядов не получит». Этот разговор был записан на диктофон, было заведено уголовное дело, но оно дважды было закрыто. Сейчас эта история нашла свое продолжение.
Сначала, 18 октября 2018 года, на Кунакбаева было заведено уголовное дело по статье 158 ч. 2 – «Воспрепятствование профессиональной законной деятельности журналиста». Следствие по нему шло 9 месяцев и дважды департамент полиции Карагандинской области прекращал производство по этому делу. Последний раз – 29 июня 2019 года. Олег Гусев, несмотря на эти решения местных полицейских, заявил, что будет добиваться возобновления расследования и наказания виновных.
И вот 14 августа Карагандинская областная прокуратура присылает ответ журналисту, где указывает, что «прокуратурой области процессуальное решение о прекращении указанного дела отменено с направлением уголовного дела для организации досудебного расследования в Департамент полиции Карагандинской области». Мы решили взять комментарии у Олега Гусева по этому поводу.
– Э.К. Вы давно подавали заявление в областную прокуратуру по факту закрытия следствия?
– О.Г. Мы подали 31 июля жалобу в областную прокуратуру на органы дознания и через две недели, 14 августа, мы получили ответ, что решение сотрудников полиции о закрытии дела отменено. Надо сказать, что прокуратура уже во второй раз отменила постановление департамента полиции. Так, сначала в декабре прошлого года полиция закрыла дело, и мы пошли по пути обжалования и ждали месяц для получения ответа, а в этот раз достаточно быстро. В этот раз намного быстрее и, видимо, потому, что прокуратура уже знакома с материалами дела. Сотрудники прокуратуры, еще когда в первый раз отменяли постановление о прекращении расследования, давали поручение органам дознания, которые не были выполнены до конца. Дознаватель тогда, несмотря на эти требования, во второй раз закрыл дело.
– Э.К. Почему, по Вашему мнению, полицейские дважды закрывали данное дело по действиям Галымжана Кунакбаева?
– О.Г. Знаете, как говорят, когда кто-то из чиновников принимает решение с нарушением закона, то этому есть два объяснения. Либо это некомпетентность, либо коррупция. Третьего не дано. Здесь в этом вопросе департаменту полиции нужно определиться насколько действительно некомпетентен этот дознаватель, дважды закрывавший это дело якобы из-за отсутствия состава преступления. Мы, кстати, когда писали жалобу в прокуратуру, просили, чтобы в своем решении обязали полицейских заменить дознавателя по делу.
– Э.К. Как Вы думаете, с чем связано такое решение областной прокуратуры?
– О.Г Видите, какая есть сложность. Практики по этому делу нет вообще в Казахстане, так как с 1998 года ни одно такое дело не дошло до суда. Прокуратура увидела, что не все было сделано полицейскими, не все ходатайства наши были удовлетворены, в самих материалах дела есть реальные доказательства. Тем более надо понимать, что по совокупности доказательств принимается решение о виновности или невиновности.
Расследование велось так, чтобы заведомо его развалить, либо настолько непрофессионально, что бросилось в глаза сотрудникам прокуратуры. Боле того, были грубые ошибки в номерах наших ходатайств, которые попросту не совпадают в ответе на ходатайства от 28.03.2019 года за вх. № 4т-ЖТ-Г-99, 4т-ЖТ-Г-100, 4т-ЖТ-Г-98, 4т-ЖГ-Г-101 мною получен ответ (исх. 1-4т-13-45/2110-И) следующего содержания:
«На Ваши ходатайства от 28.03.2019 года за вх. № (4т-жт-2-99, 4т-жт-2-100, 4т-жт-2-98, 4т-жт-2-101) направляем Вам постановления об удовлетворении ходатайства и на ходатайство от 29.03.2019 года за вх. № (4т-жт-2-103) направлением Вам постановление об отказе в удовлетворении ходатайства по уголовному делу № 183524031000500 зарегистрированного в ЕРДР по ст. 158 УК РК».
Поскольку номера входящей регистрации ходатайств на сайте egov.kz не совпадают с нумерацией, указанной в ответе дознавателя, считаю, что департамент полиции Карагандинской области более 4 месяцев игнорирует мои ходатайства, тем самым продолжая злостно нарушать мои права, как потерпевшей стороны, гарантированные мне УПК РК.
– Э.К. Кто-то из казахстанских общественников поддержал Вашу деятельность по возобновлению данного дела?
– О.Г. Я хочу отметить, что большая роль в этой промежуточной победе принадлежит фонду «Адил Соз». В частности, когда дознаватель признал аудиозапись наших разговоров с Кунакбаевым недостоверным доказательством, то возник резонный вопрос на чем нам тогда можно основываться? Тем более, данную аудиозапись департамент полиции отправлял на экспертизу, а в последующем делалась даже стенограмма на десятки листов, и вот теперь она вдруг оказалась недостоверной. Фонд «Адил Соз» провел филолого-психологическую экспертизу текста соглашения, в которой обнаружены факты шантажа и угроз.
– Э.К. Может есть какие-то еще интересные моменты, связанные с данным делом сотрудника АМТ?
– О.Г. Вот интересный момент. Этот Галымжан Кунакбаев по гранту программы «Болашак» обучался в магистратуре Вашингтонского университета. Но, как вы знаете, болашаковцы у нас обучаются за счет средств государственного бюджета, то есть за счет наших налогов. Получается, что человек отучился, в том числе и за счет моих налогов, а потом приезжает из США, и начинает работать и шантажирует граждан Казахстана. Возникает вопрос – какие знания он приобрел?
– Э.К. Спасибо за ответы, мы будем следить за дальнейшим развитием этого дела.
Фото: 24.kz