На прошлой неделе появилась новость о том, что денежные переводы в Казахстане предложили облагать налогом. Как это будет происходить, если такую систему все же введут, объяснили в Минфине, передает телеканал “КТК”.
Многие казахстанцы возмущены данной новостью. Некоторые начали переживать, как бы не было путаницы между личными переводами и переводами для предпринимателей: ранее в Минфине пояснили, что коснется налогообложение лишь последних.
Сейчас же в ведомстве уверяют: путаницы не будет. Будет разработана такая система, которая позволяла бы облагать налогом только те переводы, которые явно указывают на активную предпринимательскую деятельность. При этом удерживать что-либо у отправителя не будут.
“Бывают случаи – вот по традициям, когда человек умирает, бата собирают и так далее. Вот в данных случаях это день, два, три дня, это понятное дело.
Но когда человек, физическое лицо, получает ежемесячно, ежедневно там определенную сумму – ну, это уже показатель того, что идет какая-то предпринимательская деятельность, которая не облагается налогом. А по закону любой предприниматель от дохода должен уплачивать налог”, – пояснил пресс-секретарь Минфина РК Алибек Абдилов.
Помогут в этом деле сами банки. При этом граждане сразу возмутились, что может быть нарушена банковская тайна и все денежные операции окажутся в свободном доступе. Но в Минфине уверяют, что переводы между физлицами налоговую службу не интересуют.
“Одно из предложений комитета государственных доходов – это открывать предпринимателям предпринимательские счета, на которые, в принципе, будет возможность переводить те же самые средства посредством мобильного приложения. Поэтому даже в данном случае физических лиц никак это касаться не будет”, – добавил Абдилов.
Сколько денег теряет бюджет из-за мобильных онлайн-переводов, в Минфине точно сказать не смогли. Но в самой идее сделать их прозрачными уверены и эксперты.
Так или иначе, экономисты пока не могут предсказать, сколько от этого выиграет казна. Но, с их слов, того, что переводы – это тоже теневой сектор, уже достаточно.
“Теневая экономика очень имеет очень большой удельный вес. Вот, например, я знал, что позапрошлые годы говорили, что 20-22%. А вот сейчас некоторые экономисты в связи с пандемией, карантином: оно увеличилось до 30-33%. Это, представляете, одна треть нашего валового внутреннего продукта.
Если мы не будем этого учитывать, то экономика, общие поступления в бюджет, которые должны социальные выплаты делать, она будет уменьшаться. Потому что одна треть – теневая экономика”, – считает экономист Сапарбай Жубаев.
Сейчас, по закону, требовать уплаты налогов госорганы не имеют права. В стране из-за пандемии ввели налоговые каникулы для субъектов МСБ. Действовать мораторий будет вплоть до 2023 года.
И лишь потом, как пояснили журналисты телеканала, чиновники возьмутся за мобильные онлайн-переводы.
Фото: nur.kz