19 марта в Казахстане произошло то, что на самом деле ждали давно. Назарбаев заявил об уходе с поста президента, но на самом деле пошел на повышение, сконцентрировав в своих руках еще больше власти на посту бессменного председателя Совета Безопасности, и объявил о старте внеочередных президентских выборов, фаворитом которых станет член его семьи. То, о чем мы неоднократно заявляли, случилось! В Казахстане устанавливается династическая система преемственности власти, а по сути первая монархия в бывшей советской Центральной Азии в интересах и при поддержке транснациональных корпораций и стран Запада.
Временный и формальный глава страны Касым-Жомарт Токаев лишь должен подготовить новые «выборы», которые состоятся либо в 2020 году, либо даже в этом и должны привести в кресло второго реального президента в лице Дариги Назарбаевой, ставшей спикером Сената.
Путь к абсолютной власти
Назарбаев шел к этому моменту давно, постоянно переписывая Конституцию с 1995 года, лишая право граждан избираться, постоянно раскалывая и ликвидируя все несистемные партии и оппозицию. Поэтапно, с 2007 года, он становился обладателем права избираться постоянно, затем получил в 2010-м полномочия и гарантию неприкосновенности как первый президент и был объявлен Елбасы «Лидером Нации». Все президентские выборы были внеочередными и никогда не совпадали с указанными сроками.
В декабре 2011 году он силой оружия подавляет крупную восьмимесячную забастовку нефтяников в Жанаозене и закрывает 23 неугодных информационных издания и ряд оппозиционных организаций. Прокуратура, КНБ, МВД и министерство информации получают право блокировать вебсайты без решения суда, а затем и выключать интернет и сотовую связь.
Несмотря на диктаторские методы и массовые репрессии, «демократический» Запад только усиливает поддержку Елбасы, признавая все происходящие выборы, заключает экономические договора и соглашения, размещая многомиллиардные инвестиции. Бывшие и нынешний президенты США принимают активное участие в различных крупных бизнес проектах в Казахстане, усиливая присутствие американского капитала в урановой, нефтяной промышленности и добывающем и энергетическом секторе.
Последняя легальная оппозиционная Коммунистическая партия Казахстана была ликвидирована по суду в 2015 году, и, по моему мнению, ее уничтожение было связано с желанием Елбасы («Лидера Нации») полностью подстраховаться после известных событий в Крыму и на Донбассе. Закрыли не просто Компартию, а организацию, которая могла бы в момент политического кризиса собрать вокруг себя протестные силы и стать площадкой для объединения несогласных с социальной политикой, с декоммунизацией и дерусификацией.
Еще ранее в 2014-м году был принят закон «О профсоюзах», который поставил крест на возможности трудящихся объединяться в свои организации снизу, для защиты своих прав, в результате чего в стране ликвидировано свыше 600 профсоюзов. Это сделано не только в угоду западным и китайским добывающим компаниям, но и с целью уничтожения ряда независимых профсоюзов, а также не допустить легального развития рабочего движения, доказавшего свою силу.
Последним кирпичиком в конструкцию абсолютизма стали поправки в Конституцию 2017-18 годов, которые лишили права граждан избираться на пост президента, если они не имеют опыта работы на государственной службе менее пяти лет и не выдвинуты официальными партиями, а также закрепили конституционный статус Совета Безопасности – органа, который подчинил и возвысился над всеми ветвями власти, а возглавил его Нурсултан Назарбаев. Депутаты марионеточного парламента провозгласили его бессменным председателем данного супероргана.
Мы писали, что Совет Безопасности, в который входят по должности все силовые министры и решения которого обязательны для правительства, президента, парламента и верховного суда, очень сильно напоминает Диван Великой Порты Османских Султанов, которые через него правили империей. Получается, что акорда (администрация Назарбаева) переработала и приняла монархические традиции османов на новом историческом этапе.
Назарбаев сейчас, уйдя с формального поста президента, попросту снял с себя всю ответственность за принимаемые непопулярные социально-экономические решения, взвалив их на плечи правительства, президента и местные власти. Пост президента в этой конструкции стал вообще второстепенным, и является на сегодня декорацией и прикрытием для процесса окончательного установления династической системы правления.
Находясь пожизненно на посту председателя Совета Безопасности, он собирается обеспечить неотвратимость и неумолимость процесса установления монархии, когда на протяжении следующих десятилетий будет править страной семья Назарбаевых.
Рокировки для обмана
Все понимали, что внеочередные президентские выборы не за горами, когда были спешно 2 января сформированы и утверждены депутатами маслихатов избирательные комиссии, когда демонстративно был отправлен в отставку кабинет министров, а Елбасы выступил с социально-популистскими заявлениями о выделении нескольких миллиардов долларов на нужды малообеспеченных и многодетных матерей. Также предполагалось, что Назарбаев уйдет в отставку, только не знали конкретной даты.
Сроки ухода с поста президента тщательно скрывались и по информации из некоторых источников, окончательная дата заявления об уходе была обозначена за два-три дня, как раз в момент возвращения Назарбаева из ОАЭ. Братания с арабскими монархиями не случайны, так как раскрывают и выдают с головой стремление правящей камарильи установить монархическую систему по примеру королевских династий, искусственно приведенных к власти в результате колониальной политики Великобритании.
Дата была выбрана как раз в преддверие праздничных дней весеннего праздника «Наурыз», а также в момент торжеств в России, где отмечалось пятилетие воссоединения Крыма со страной. В этот момент все руководство РФ находилось в Крыму и данный демарш, был направлен на то, чтобы застать Кремль врасплох, что частично удалось. Разговор Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным состоялся, по словам Дмитрия Пескова, за несколько часов до времени официального заявления об уходе «лидера нации» с поста президента. Содержание его до сих пор не разглашается.
В этом и заключалась попытка политического унижения, когда Елбасы лишь поставил всех перед фактом, чтобы показать Москве свою независимость и стремление самостоятельно и без согласований решать вопросы перестановок и коренного изменения политической системы внутри страны. Этим он заявил, что узбекский вариант преемственности и мягкого ухода от жесткой диктатуры в Казахстане невозможен, а наоборот на повестке дня стоит вопрос его еще большего ужесточения и формирования режима в духе правления позднего Каримова.
За это говорит не только вал новых репрессий и ограничений, но начавшаяся с 2018 года волна тотальной декоммунизации и дерусификации, сплошного переименования всё и вся, введение латиницы, внедрение национал-популистской программы «Рухани Жангыру», направленной на создание идеологии национального превосходства, которое закладывается в фундамент моноэтнического государства. Для новых поколений, которое воспитывается на национал-консервативных идеях и в атмосфере информационной и политической изоляции, правящая семья теперь представляется в качестве единственного гаранта сохранения «независимости» и «суверенитета» Мангелик Ел («Вечной земли»).
По сути, сейчас мы видим за этими рокировками стремление Назарбаева навязать при поддержке Вашингтона бессменность правления своей семьи Москве, Пекину и другим странам, и в первую очередь своему народу. Престарелый диктатор хочет замазать глаза своим ложным «уходом» и выставлением кукольного Касым-Жомарта Токаева, который лишь готовит восхождение Дариги Назарбаевой на президентский пост. Демонстративные переименования Астаны и центральных улиц всех областных центров в честь Елбасы с одной стороны должны были ввергнуть всех в состояние шока и отвлечь от избрания спикером Сената старшей дочери, а с другой стороны застолбить везде фамилию ханской династии.
То, что это не несет никаких перемен, а наоборот означает лишь окончательную узурпацию власти в руках семьи и введение ханства, становится теперь понятным многим. Также становится понятным, что Астана превращается в настоящую преграду для интеграционных процессов внутри ЕАЭС, так как экономические интересы правящей верхушки лежат в деле развития дальнейшей торговли с Западом, то есть продажи ресурсов на рынках ЕС, США и частично Китая. Окончательная ратификация всеми участниками договора об экономическом сотрудничестве Казахстана с Европейским Союзом, подписанном еще в 2015 году, говорит о многом.
Касым-Жомарт Токаев уже показал своим выступлением в феврале, что он, как и Нурсултан Назарбаев, выступает против форсированного процесса интеграции в рамках ЕАЭС и является сторонником максимальной самостоятельности и идей формальности объединения, которое не никого ни к чему не обязывает и не вредит интересам Астаны. То, что началась транспортная блокада Кыргызстана в момент предстоящего визита туда Владимира Путина, также показывает желание правящей семьи оказать давление на соседей, чтобы замедлить и помешать их стремлению к установлению более тесных двусторонних отношений с Москвой.
Сейчас Назарбаев считает, что, будучи председателем всемогущего Совбеза и с дочкой в качестве президента страны, он окажется недосягаем для влияния со стороны могущественных центров. Этим он якобы не допустил ошибку Ислама Каримова, укрепив власть уже всей семьи. Дарига Назарбаева будет в качестве регента при малолетних сыновьях от третьего брака и должна при жизни отца укрепить систему династического правления, подготовив все условия для прихода к власти новых членов династии. Естественно она продолжит при отце прежний социально-экономический и внешнеполитический курс, ориентированный на Запад.
Нынешний «уход» – попытка отсрочить неминуемый социальный взрыв
Как это ни странно, но именно страх верхов перед социальным взрывом также ускорил процессы «транзита» системы из суперпрезидентской республики в режим династической преемственности власти. В Астане понимают, что волна протестов многодетных матерей, начавшаяся с 5 февраля после гибели в пожаре в Астане пятерых детей, когда их родители были в ночной смене, может превратиться в снежный ком, а затем и в лавину, сметая все на своем пути. С этого же момента на митинги стали выходить безработные в Жанаозене. Причем, многие из участников акций стали скандировать «Шал-кет!» («Старик – уходи!»).
Поэтому в 20-х числах февраля последовала отставка правительства, на которое Назарбаев повесил все провалы и катастрофические результаты антисоциальной политики прежних лет. Волну социального недовольства хитрый престарелый диктатор решил перебить популистскими обещаниями повысить социальный уровень жизни казахстанцев и защитить малообеспеченные слои и многодетные семьи, выделением из казны 1,4 триллионов тенге. Это конечно мало, так как на спасение своих банков в 2017 году Назарбаев выбелили 4 триллиона, но через СМИ это подается как огромное благодеяние.
Это еще раз было многократно озвучено на съезде правящей президентской партии «Нур-Отан» 27 февраля в Астане, и должно сослужить роль сладкой пилюли в общей атмосфере горькой жизни. Аналогичную функцию носили заявления Назарбаева о необходимости снизить коммунальные тарифы для населения, которые в действительности только выросли. Были анонсированы и решения о повышении заработной платы для бюджетников, а власти и «Нур-Отан» призывают это сделать и предпринимателей.
Правда, для многих это слабое утешение, так как многие уже не верят официальной пропаганде. Так, по заявлению Назарбаева, средняя зарплата казахстанцев составляет 500 тысяч тенге, а в реальности по опросам и оценкам экономистов, зарплата выше 150 тысяч тенге только у 3,4% населения страны, проживающих в Астане и Алматы. Это вместе с дополнительными налогами и сборами с самозанятых, общим ростом дороговизны и создало в народных массах чувства гнева в отношении властей и придворных олигархов.
Поэтому заявление об уходе с поста президента – это попытка Назарбаева показать, что он якобы «устал» и убрал руки с руля управления страной, тем самым как будто сделал «уступку» общественному мнению. Теперь, по его замыслу, все недовольство должно концентрироваться на правительстве и парламенте, которые он может менять как перчатки в случае новых социальных протестных выступлений в стране. Но это в момент нарастания общего недовольства может уже не сработать.
То, что никаких существенных перемен не ожидается для простого народа, а социальное неравенство будет только расти связано как с сохранением с сырьевой ориентацией экономики, направленной на вывоз сырья на рынки Запада и с грабежом национального дохода за счет засекреченных договоров по недропользованию, так и с сохранением на высших постах тех же чиновников, которые и ранее были в окружении Назарбаева и являются по своим взглядам националистами и неолибералами.
Так на пост государственного секретаря был назначен главный идеолог режима, инициатор уничтожения оппозиционных партий и профсоюзов, а также создатель националистических движений в стране – Марат Тажин, занимавший до этого должность первого замруководителя администрации президента. Именно он один из разработчиков плана «Суперхан», то есть нынешнего воцарения Назарбаева, создатель объединения «Антигептил», всех националистических и фашистских объединений в стране и новой национал-монархисткой идеологии.
Он продолжит прежний курс репрессий, подавления рабочего, социальных и протестных движений в стране и насаждения агрессивного ультраправого национализма. Соответственно ни о каких либеральных или социальных послаблений не может быть и речи – военно-полицейская диктатура будет только укрепляться, что будет создавать условия для неминуемого массового народного выступления и социального взрыва.
Соответственно мы со своей стороны должны дать действенную программу рабочему и социально-протестному движению, ориентировав их на необходимость коренных политических изменений и всего социально-экономического вектора, а также национализации добывающих отраслей, обнародования, пересмотра и отмены всех засекреченных кабальных договоров с западными компаниями в Казахстане в целом и на Каспии в частности. Так как именно западный капитал является главным оплотом диктатуры и монархии Назарбаевых в стране!
Айнур Курманов, лидер Социалистического Движения Казахстана
Фото: sd-inform.org