На прошлой неделе на сайте портала abctv.kz вышло эксклюзивное интервью заместителя акима Карагандинской области по промышленности, развитию малого и среднего бизнесе, вопросам индустриализации и инвестиций Алмаса Айдарова, где он рассказал об инвестиционных проектах в Карагандинской области, в том числе о передаче в разработку китайской компании Xiamen Tungsten крупнейшего месторождения вольфрамо-молибденовых руд Верхние Кайракты.
Решение о передаче китайской компании месторождения было принято еще в ноябре прошлого года, но об это стало известно только сейчас. Алмас Айдаров рассказал, что между китайской и казахстанской стороной было достигнуто соглашение о неразглашении информации о проекте разработки данного, разведанного еще в советское время, крупнейшего месторождения компанией из Поднебесной. Почему эти сведения были засекреченными, замакима журналистам не пояснил.
«В конце ноября прошлого года в Китае в ходе визита премьер-министра Бакытжана Сагинтаева мы подписали тройственное соглашение между АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», акиматом Карагандинской области и китайской компанией Xiamen Tungsten», – сообщил Алмас Айдаров.
В рамках соглашения планируется строительство в тридцати километрах от станции Жарык двух горно-обогатительных комбинатов (ГОК) объемом по 12 тысяч тонн в год на месторождениях Верхние Кайракты и Северный Катпар, а также завода по производству паравольфрамата аммония. То есть предприятие по выпуску готовой продукции будет размещено рядом с рудной базой и комбинатами и вывозиться по железнодорожной ветке. В течение всего нынешнего года будет готовиться документация по строительству добывающих и производственных объектов, но уже выясняется ориентировочная стоимость проекта.
«Она ещё будет корректироваться в процессе подготовки проектной документации, но по предварительному ТЭО – 750 миллионов долларов (280 миллиардов тенге): две фабрики на 12 тысяч тонн и завод», – пояснил заместитель акима.
Помимо этого, Алмас Айдаров сделал важное замечание о том, что китайская сторона может выкупить в ближайшее время казахстанскую долю в проекте у фонда «Самрук-Казына». Если это произойдет, то КНР будет полным владельцем и обладателем крупного проекта по добыче сырья на территории Казахстана, как в своё время произошло с «Актобемунайгазом».
На месте строительства планируется возвести и огромный поселок для рабочих, где будут проживать две тысячи человек, задействованных на добыче, переработке и производстве. Более того, во время строительства местные власти и правительство страны планирует убрать все квоты для привлечения китайских строителей и рабочих. По словам чиновника, казахстанское законодательство позволяет это делать при крупных инвестиционных проектах.
«Лично я за привлечение иностранной рабочей силы на период строительства, тем более что опыт такого строительства у китайцев есть. Всё, что возможно взять на местном рынке, они возьмут», – декларирует Алмас Айдаров, одобряющий процесс активного освоения казахстанских месторождений китайскими компаниями.
Ведущий эксперт Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов считает это решение подтверждением активизации экспансии китайского капитала в Казахстане.
«Бросается в глаза после прочтения интервью заместителя акима Карагандинской области три аспекта. Во-первых, трехстороннее соглашение между казахстанским государственным фондом «Самрук-Казына», карагандинским областным акиматом и китайской компанией Xiamen Tungsten, заключенное в ноябре прошлого года в Пекине почему-то не разглашалось. Во-вторых, казахстанская доля фонда «Самрук-Казына» может быть выкуплена китайской стороной и КНР окажется полным хозяином проекта. В-третьих, все квоты на привлечение иностранной рабочей силы из-за крупного инвестиционного фонда будут сняты. Спрашивается, зачем информация о сделке скрывалась от общественности? Какая будет выгода Казахстану от этого проекта, если государственный фонд продаст свою долю, а по внесенным поправкам в законодательство, налоги с доходов «совместных проектов» в бюджет не выплачиваются? Множество вопросов, но ответов нет», – делится своими сомнениями Улугбек Бабагулов.
Также, по его мнению, не даны исчерпывающиеся разъяснения чиновником о том, зачем будут сняты квоты для привлечения иностранной рабочей силы, если в Карагандинской области и в Казахстане существует безработица. Эксперт, считает, что по этому важному для всей страны поводу, должны дать свои комментарии представители фонда «Самрук-Казына» и чиновники правительства Казахстана.
Фото: agmpportal.kz