Для казахстанских школьников завершился 2024–2025 учебный год, отмечает политолог Эдуард Полетаев. В настоящее время в стране функционирует восемь тысяч школ, часть из которых – это уже школы нового поколения. Их главным преимуществом является создание удобной и эргономичной среды, ориентированной на потребности учеников.
По словам эксперта, национальный проект «Комфортная школа» лежит в центре образовательных реформ. Это не просто программа строительства новых школ, а переосмысление того, какими они должны быть. Проект призван задать новую планку для образования.
Полетаев напоминает, что данный проект реализуется с 2023 года по поручению президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева. В рамках проекта планируется построить свыше 400 новых школ, рассчитанных на более 460 тысяч учебных мест. При этом уже завершено строительство 105 объектов, а до конца года планируется открытие еще 112.
Эдуард Полетаев подчеркивает, что это должно помочь решить проблему перегруженности и ликвидировать трехсменное обучение. Особенно остро в этом нуждаются крупные города, такие как Астана, Алматы, Шымкент, а также и регионы с высоким приростом населения: Туркестанская, Алматинская и Мангистауская области.
Главное отличие «комфортных школ» от традиционных заключается в подходе к организации учебной среды. В них все устроено с прицелом на потребности ребёнка. Классы будут менее наполнены, что позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику. Архитектура школ учитывает безопасность и эргономику, предусмотрены отдельные блоки для младших и старших классов. Устанавливаются системы видеонаблюдения, контроля доступа, сигнализации, чтобы дети и педагоги чувствовали себя защищенными.
Кроме того, впервые школы проектируются с учетом детей с особыми образовательными потребностями. Во всех зданиях предусмотрены пандусы, лифты, специализированные санитарные помещения. Создаются ресурсные кабинеты и классы поддержки.
Внутреннее оснащение новых школ также отвечает современным требованиям. Это кабинеты робототехники и STEM-лаборатории, цифровые библиотеки, хореографические и дизайн-студии, медиацентры и зоны коворкинга. Всё это формирует среду, где ребенок может не только учиться, но и развивать свои таланты, интересы, коммуникативные и социальные навыки.
Политолог указывает на тот факт, что за период с 2019 года в Казахстане налажена системная работа по строительству школ. Их возведено более 1000, учебные заведения обеспечивают миллион новых ученических мест. Как отмечает Эдуард Полетаев, это самый масштабный рост образовательной инфраструктуры за весь период независимости страны.
По мнению эксперта, в перспективе модель «комфортной школы» станет основой для развития всех общеобразовательных школ страны. Отлаженные стандарты, методики и управленческие решения будут масштабированы по всей республике. Для реализации этой задачи в рамках проекта формируется единая система управления школами нового формата.