Эхо Казахстана
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
    • Коррупция
    • Криминал
    • Культура
    • Медицина
    • Образование
    • Религия
    • Спорт
    • Факты истории
  • В мире
    • Содружество
    • Украина
  • Аналитика
No Result
View All Result
Эхо Казахстана
No Result
View All Result
Главная Новости

В Казахстане наблюдается большой дефицит мест в школьных заведениях

4 года назад
В Казахстане наблюдается большой дефицит мест в школьных заведениях
В Казахстане проблема нехватки ученических мест требует экстренных и серьезных решений. Имеющиеся школы не покрывают потребности населения, особенно с учетом демографического роста.

При этом большая часть среднеобразовательных учреждений в стране либо построена в далеком советском прошлом, либо возведена недавно, но по старым «лекалам».

Острее всего нехватку мест в школах ощущают те, кто в них нуждается – ученики и их родители. Год за годом в соцсетях казахстанцами поднимается одна и та же тема: школы перегружены, буквенные обозначения классов в начальном звене доходят до буквы «Ю», детям приходится обучаться в две-три смены.

Как следствие, в разы увеличивается нагрузка и на учителей, и на их подопечных: количество дисциплин возрастает, но дети не успевают усвоить предложенный материал, а у преподавателей не хватает времени и ресурсов для качественного обучения.

При этом казахстанские школы зачастую не удовлетворяют требованиям времени, представляя собой все те же типовые советские постройки, только из новых материалов. А в ряде случаев, особенно в регионах, школы не справляются даже с обеспечением базового комфорта и безопасности.Председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова, озвучивая результаты исследований, перечислила регионы с наиболее низким качеством образования и самым большим дефицитом педагогов. Это Атырауская, Мангистауская, Алматинская и Туркестанские области. Их показатели значительно разнятся со средними по стране. Тому есть объяснение. К примеру, в Мангистауской области, по состоянию на начало 2022 года, каждый пятый школьник вынужден учиться в трехсменной школе.

На сегодняшний день дефицит ученических мест в Казахстане составляет 265 тыс. К концу 2025 года, по прогнозам, этот показатель увеличится до 993 тыс. мест. За последние 10 лет показатели Казахстана в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) опустились до уровня Панамы и Ливана. Эксперты считают, что столь низким результатам способствуют высокая нагрузка учебной программы при переуплотненности классов и обучение в третью смену.

В целом, в республике есть ряд действительно хороших средних учебных заведений: Назарбаев интеллектуальные школы, РФМШ, BINOM Schools. Они отличаются высоким уровнем технической оснащенности, профессиональным преподавательским составом, и их выпускники подтверждают это своими результатами.

Обучение в них строится на программах ведущих стран мира и предоставляет комфортную среду для всех участников процесса. И если в два первых объекта ребенка зачисляют посредством тестов или конкурсного отбора, то для поступления в BINOM никаких специальных экзаменов не требуется, набор проходит по типовым правилам МОН РК.

В регионах пока о подобных современных и технологичных школах приходится только мечтать. Однако многие казахстанцы, в первую очередь – жители областей с критическими проблемами в образовании, в социальных сетях требуют обеспечить их детей возможностями обучения на уровне актуальных мировых стандартов.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев, озвучивая Послание народу 1 сентября 2021 года, отметил, что системе образования требуются мотивированные и квалифицированные педагоги, а перед профильным министерством стоит задача по адаптации учебных программ к современным реалиям. Кроме того, он дал поручение построить не менее 1 тыс. школ до 2025 года, чтобы устранить дефицит мест. И явно, это должны быть современные, прекрасно оснащенные технически учреждения образования с профессиональным преподавательским составом и дополнительными возможностями для развития детей.

Тысяча школ за четыре года – это 250 образовательных объектов в год. Однако до запрошенной президентом цифры пока явно далеко. Только в 2021-м по стране введено 121 государственное учебное заведение. Низкие темпы строительства связаны с тем, что многие проекты сейчас находятся на стадии СМР, а другие пересматриваются по стоимости. Поэтому будет ли выполнена задача главы государства по устранению дефицита ученических мест к 2025 году – вопрос открытый.

Решить проблему нехватки школ могут помочь частные инвесторы и развитие ГЧП. Об этом не раз говорили эксперты в сфере образования. Для их привлечения даже приняли ряд мер: расширили инструменты подушевого финансирования и усовершенствовали нормативно-правовую базу. Но не каждый бизнес рискнет вложить в проект большие деньги, которые замораживаются на длительный срок. Однако наглядные примеры этому уже есть. Остается надеяться, что подобная практика не канет в Лету и совсем скоро каждый школьник сможет получить доступ к качественному обучению по новому формату.

Новости СМИ2
Предыдущий

Смаилов провел совещание по вопросам цифровизации земельных отношений

Следующий

В Казахстане запретили вывозить лом и цветные металлы

Рекомендуем Посты

Серик Жумангарин встретился с послом России в Казахстане
В мире

Серик Жумангарин встретился с послом России в Казахстане

07/10/2025 20:09

Министр национальной экономики Республики Казахстан Серик Жумангарин провел встречу с послом Российской Федерации в Казахстане Алексеем Бородавкиным. Об этом сообщает Посольство России в Казахстане в мессенджере Telegram. В ходе состоявшейся беседы стороны предметно рассмотрели аспекты подготовки и содержательного наполнения 26-го...

Состоялся телефонный разговор президентов Казахстана и России
В мире

Касым-Жомарт Токаев провел телефонный разговор с Владимиром Путиным

07/10/2025 19:27

Глава казахстанского государства Касым-Жомарт Токаев поздравил президента Российской Федерации Владимира Путина с днем рождения. Об этом сообщает пресс-служба президента Республики Казахстан в мессенджере Telegram. По информации Акорды, Токаев отметил значительный личный вклад российского лидера в укрепление стратегического партнерства, добрососедства и...

МЧС РК: в Карагандинской области стартовал республиканский тренинг водолазов
Новости

МЧС РК: в Карагандинской области стартовал республиканский тренинг водолазов

07/10/2025 18:40

На базе спасательного подразделения города Приозерска Департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области стартовал тренинг по подготовке водолазов МЧС Республики Казахстан. Соответствующая публикация размещена на сайте чрезвычайного ведомства. «В соответствии с планом проведения тренинга участникам был проведен инструктаж по технике безопасности...

Женская команда РК по водному поло успешно стартовала на чемпионате Азии
Новости

Женская сборная РК по водному поло пробилась в четвертьфинал чемпионата Азии

07/10/2025 16:55

По информации Национального олимпийского комитета, женская команда Республики Казахстан по водному поло провела итоговый матч в рамках группового этапа чемпионата Азии по водным видам спорта в Индии. Как сообщается в публикации спортивного ведомства, казахстанская сборная сыграла против команды из Китайской...

2

В тренде

    3
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
    • В мире
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.

    No Result
    View All Result
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
      • Коррупция
      • Криминал
      • Культура
      • Медицина
      • Образование
      • Религия
      • Спорт
      • Факты истории
    • В мире
      • Содружество
      • Украина
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.