Аналитики дали оценку евразоцентричным прогнозам развития событий, которые представили эксперты CSI, сообщает 365info.kz
Центр стратегических инициатив (CSI) представил свое видение «шокирующих прогнозов» развития Казахстана. Любопытно, что 3 сценария из 10 можно отнести к евразоцентричным. К таковым относятся:
во-первых, прогноз о выходе Турции из НАТО, вступлении страны в ШОС и заключении соглашения о едином рынке с ЕАЭС,
во-вторых, об установлении российского рубля в качестве резервной валюты для стран ЕАЭС, а затем и единой валюты организации.
Наконец,
о введении США санкций в отношении Казахстана в 2019 в рамках обострения американо-российских отношений
Хотя старший партнер CSI Олжас Худайбергенов, предваряя прогнозы в качестве дисклеймера, отметил, что озвучиваемые сценарии не относятся к базовым, а вероятность их исполнения составляет меньше 1%. Главная же цель экспертов – продемонстрировать пределы прогнозирования и инициировать широкую дискуссию.
Комментаторы, в свою очередь, особенно в соцсетях,
обвинили авторов продукта в ангажированности с Москвой
и в том, что вводя в публичный дискурс возможность создания единой валюты в рамках ЕАЭС, они тем самым расширяют «окно Овертона».
Впрочем, присутствовавшие на презентации известные казахстанские экономисты охотно прокомментировали представленные CSI прогнозы и даже высказали мнение, что «часть из них можно отнести к достаточно достоверным».
Турция выйдет из НАТО и войдет в ЕАЭС
Авторы прогноза отмечают, что продолжение санкционной политики США в отношении Турции и отказ от предоставления американских систем ПВО окончательно закрепит сделку по приобретению российских систем ПВО.
Поскольку эти действия несовместимы со стандартами НАТО,
перед Турцией будет поставлен ультиматум либо об отказе от сделки, либо о выходе из НАТО
«Турция выйдет из НАТО и войдет в ШОС. Одновременно будет происходить ухудшение внутриполитической обстановки. Победы правых популистов на парламентских выборах в Германии, Франции и Италии поставят под вопрос будущее ЕС и еврозоны. Учитывая это,
Турция пойдет на региональную интеграцию с Россией и Китаем в формате единого рынка»,
— предполагают эксперты CSI.
Оценивая вероятность этого сценария, заведующий Центром стратегических разработок и анализа АП РК Айдын Кульсеитов отметил, что нынешняя позиция Турции больше похожа на торг.
«Скорее всего, идет «торговля» на большом уровне. Турция хочет иметь более выгодные условия и лучшие позиции в переговорах со своими партнерами и конкурентами. Сейчас вероятность прогноза достаточно высока, хотя не больше 50%. Но в течение месяца-двух такая вероятность будет снижаться. Если сразу не сделают, вряд ли на это решатся», — прокомментировал А. Кульсеитов.
Казахстанский экономист, советник президента Қазақстан темір жолыЕрхат Искалиев, высказал мнение, что вероятность смены Турцией европейского вектора на восточный и евразийский зависит от того, насколько долго будет находиться у власти Реджеп Эрдоган.
«Что касается вопроса о выходе из НАТО, здесь, наверное, больше политики и шахматной игры между Турцией, Европой и Америкой. Турция – это игрок, который с точки зрения логистики находится между Европой и Азией, и она этим активно пользуется.
Все будет зависеть от усилий со стороны России – насколько она сможет противостоять санкционному давлению
и насколько успешными будут ее усилия в БРИКС и ШОС. Турция сегодня смотрит, куда она пойдет», — высказал мнение эксперт.
Говоря о вероятности создания единого рынка между Турцией и ЕАЭС, Е. Искалиев отметил, что поскольку ЕАЭС это открытая платформа, а «Турция свободно вступала в любые альянсы без каких-то обязательств», этот сценарий имеет достаточно высокую степень вероятности.
«Важный момент, сколько выдержит экономика Турции, потому что сегодня упал туризм, снизились валютные резервы, сильно колеблется турецкая лира. Здесь уже и народ, наверное, будет давить на руководство Турции.
Когда с американской и европейской поддержкой будет закончено, не знаю, насколько Россия и Китай будут готовы поддерживать турецкую экономику», — резюмировал эксперт.
Рубль как единая валюта ЕАЭС
Эксперты CSI констатируют, что «обострение отношений между США и Россией/Китаем создает предпосылки для усиления региональной интеграции». В случае же присоединения Турции в формате соглашения о едином рынке с ЕАЭС будет поставлен вопрос об использовании рубля в качестве резервной валюты стран ЕАЭС.
«Одновременное усиление Китая в банковском секторе стран ЕАЭС вынудит Россию продавливать идею замены национальных валют на рубль», — предполагает авторы экспертного продукта.
Комментируя этот прогноз, вкупе с идейно близким к нему сценарием №1, согласно которому до 2020 года Китай переведет в юани всю торговлю с соседними странами, и в первую очередь с Казахстаном и Средней Азией, участники дискуссии выразили скепсис.
А. Кульсеитов в частности отметил, что хотя Китай уже торгует с некоторыми странами (например, с Венесуэлой) в юанях, а на Шанхайской бирже торговля золотом уже ведется в национальной китайской валюте,
вряд ли КНР пойдет на жесткие меры для принуждения своих торговых партнеров, будь то Россия, Казахстан
или страны Средней Азии. Слишком высоки транзакционные издержки в международной торговле, осуществляемой в какой-либо валюте, кроме доллара.
«Учитывая, что мировая торговля уже сбалансирована и всем основным акторам выгодно покупать и продавать за доллар, как единую эмиссионную единицу, поменять эту роль американского доллара на рынке достаточно трудно», — считает эксперт.
Что касается признания рубля в качестве единой валюты ЕАЭС, по мнению А. Кульсеитова, это ставит вопрос, политическим или экономическим образованием является ЕАЭС.
«И нужно делать выводы, исходя из понимания ответа на него. Долго не рассуждая на эту тему, скажу, что вероятность этого сценария достаточно невысокая», — подчеркнул экономист.
Юань не заменит доллар
Мысль А. Кульсеитова продолжил председатель правления АО «Банк ЦентрКредит» Галим Хусаинов.
Экономист назвал прогнозы относительно рубля и юаня «маловероятными»
«На самом деле неважно, в какой валюте вы делаете расчеты. С точки зрения экономических субъектов вы теряете только на транзакционных издержках и конвертации, тогда как в мире технологий сейчас транзакционные издержки стремятся к нулю. Вопрос в другом: в какой валюте происходит ценообразование того или иного товара. А сейчас оно происходит в долларах США», — подчеркнул Г. Хусаинов.
Юань, по мнению экономиста, малопригоден в качестве резервной валюты,
поскольку «экономика Китая достаточно закрытая» и это сопряжено с высокими рисками.
«Не думаю, что даже соседи Китая пойдут на то, чтобы сделать юань резервной валютой. Мы можем делать расчеты в юанях, но все равно хранить деньги в долларах, потому что это более стабильная, понятная и открытая валюта», — пояснил Г. Хусаинов.
Эти же аргументы в полной мере относятся к вероятности установления рубля в качестве резервной валюты ЕАЭС.
«Мы можем делать расчеты в российских рублях, но ценообразование у нас по сырьевым товарам будет все равно осуществляться в долларах. К сожалению, Казахстан пока является сырьевой страной, мы экспортируем нефть, газ, уголь, уран, пшеницу, медь, алюминий, никель, а ценообразование всех этих товаров происходит в долларах. Поэтому вся торговля все равно будет в них.
Расчеты мы можем делать в любой валюте, но считаться они будут в долларах
Поэтому российский рубль вряд ли когда-либо станет резервной валютой в Казахстане. Это маловероятно», — подчеркнул Г. Хусаинов.
Неудачный опыт евро
Критически казахстанский экономист относится и к прогнозу о установлении рубля в качестве единой валюты ЕАЭС. При этом Г. Хусаинов указывает на неудачный опыт Евросоюза.
«Это равносильно тому, чтобы забрать у страны возможность управлять своей экономикой
Мы видим это на примере Евросоюза, когда государства, в которых производительность труда гораздо ниже, чем в развитых странах, страдают от того, что не могут выровнять дисбаланс за счет курсообразования.
Посмотрите на Грецию, Испанию, Италию, Кипр – это те страны, которые отказались от собственной валюты, перешли к евро и не смогли привести к балансу производительность труда. Соответственно, у них начал падать экспорт, а это повлияло и на всю экономику.
Противоположный пример — Польша и Чехия, которые не вошли в валютный союз и продолжили использовать злотый и крону. И мы видим, какой у них экономический рост.
Когда идет диспропорция между производительностью труда, они могут подкорректировать ее естественным путем за счет изменения курса своей валюты по отношению к евро. Поэтому они являются конкурентоспособными», — пояснил Г. Хусаинов.
По мнению эксперта, ввиду очевидной экономической нецелесообразности создания валютного союза продавить этот вопрос можно только на политическом уровне.
Не стоит преувеличивать
«Дальнейшее обострение отношений между США и Китаем приведет к тому, что большинство российских госкомпаний и банков попадут под санкции, — отмечают эксперты CSI.
— Вследствие этого часть казахстанских государственных и частных компаний будут в сером списке
Также под санкции попадут операции по приобретению новых систем ПВО С-400 и прочей военной техники».
А. Кульсеитов отметил, что хотя такой сценарий вполне реалистичен, не следует преувеличивать его негативные последствия для экономики Казахстана.
«Мы понимаем, какой шок был для всех нас, для правительства, когда прошли первые санкции. Сразу возник вопрос о наших совместных проектах с Chevron и другими западными компаниями.
Фактически, если смотреть по первой информации о санкциях, не вчитываясь в сам закон, который был принят США, казалось, что все проекты, реализуемые нами совместно с Россией и Америкой – а таких очень много, особенно в нефтегазовой сфере – фактически должны были попасть под санкции», — сделал экскурс в историю вопроса эксперт.
Однако алармистские ожидания не оправдались, поскольку, по словам Кульсеитова,
принятый закон содержал ряд двойных толкований, которые позволяли обходить санкции
«Первый шок прошел, и мы видим, что Америка очень серьезно воздействует своими санкциями, однако на самом деле это очень-очень прагматичное правительство. И сам Дональд Трамп как президент очень прагматичен. Поэтому они всегда оставляют себе возможность для маневра.
Учитывая, что интересы американских компаний и крупного бизнеса могут пострадать от санкций,
мы видим, что и санкции в отношении России приняли не такой катастрофический характер
Я думаю, вероятность того, что это повлияет на Казахстан очень серьезно и приведет к каким-то большим экономическим потерям, невысоки», — заключил А. Кульсеитов.
Правильная позиция
Управляющий директор АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Адиль Нургожин также исключил возможность каких-то серьезных потрясений для Казахстана, связанных с геополитической напряженностью и кризисом отношений России и Запада.
В особенности если страна сохранит приверженность политике многовекторности и продолжит «договариваться и работать со всеми»:
«У Казахстана всегда была правильная позиция: договариваться со всеми и работать со всеми. Установленная президентом многовекторная политика единственная правильная.
Другое дело, что у нас есть окружение, соседство не всегда приятное и не всегда удобное. Но оно есть и с этим надо считаться. Будем жить и будем адаптироваться. Но
мы не обременены политическими амбициями, как большие страны,
поэтому можем действовать быстро и прагматично. Это единственная возможная для страны позиция», — подчеркнул А. Нургожин.
По мнению эксперта, вряд ли Казахстан пойдет на то, чтобы «хранить валюту в непонятных юрисдикциях».
«Наша задача договариваться со всеми и торговать — и с китайцами, и с Россией. Но деньги хранить в долларах
и как-нибудь обходиться без политических моментов», — заключил управляющий директор, вероятно, выразив тем самым консолидированную позицию казахстанского истеблишмента.