Этническая казашка Сайрагуль Сауытбай рассказала о жизни заключенных в китайском лагере. Интервью с женщиной опубликовало израильское издание Haaretz.
В лагере, о котором рассказала в интервью Сайрагуль Сауытбай, в одной маленькой камере живут 20 заключенных. Они всегда в наручниках, а за их действиями постоянно наблюдают с помощью установленных под потолком камер. Вместо туалета – ведро в углу комнаты.
День заключенных начинается с занятий по китайскому языку, после – пропагандистские песни. После этого люди идут признаваться в грехах, которые они не совершали.
Все заключенные постоянно принимают таблетки и получают уколы. По официальной версии – так проводится профилактика заболеваний, однако на самом деле над заключенными проводят медицинские эксперименты. Из-за препаратов многие теряют способность здраво размышлять, а мужчины становятся бесплодными.
Здесь нередки изнасилования и пытки гвоздями, током или вырыванием ногтей.
Этническая казашка Сайрагуль Сауытбай, которой 43 года, решила поделиться с изданием своей историей. В Китае, где женщина родилась и выросла, она работала учительницей.
Сайрагуль работала учительницей, когда в 2016 вместе с мужем и двумя детьми решила вернуться на историческую родину, в Казахстан. Супругу и детям женщины удалось это сделать, а вот она сама не успела.
«В конце 2016 года полиция стала ночами тайно арестовывать людей. Камеры были в каждом общественном месте, у людей брали образцы ДНК и отнимали телефоны и SIM-карты. Как-то всех госслужащих городка – примерно 180 человек – пригласили на собрание и объявили, что здесь будут открыты центры перевоспитания для населения, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе”, – вспоминает Сайрагуль.
Сначала под прицел властей попали те, чьи родственники находились за границей.
“Они пришли ко мне домой ночью, надели на голову черный мешок и привели меня в место, похожее на тюрьму. Меня допрашивали полицейские, спрашивали, где муж и дети, почему они уехали в Казахстан. В конце допроса мне приказали вернуть мужа домой и никому не рассказывать о случившемся”, – цитирует издание.
Испугавшись за супруга и детей, Сайрагуль оборвала с ними все контакты, поэтому попадала на допрос снова и снова.
В ноябре 2017 ее насильно привезли в лагерь “перевоспитания”, сообщив, что здесь она будет преподавать китайский язык. Тут же ее заставили подписать документ, в котором говорилось, что если она нарушит правила или не сможет выполнить свои задачи, ее ждет смертная казнь.
“В документе указывалось, что запрещено разговаривать с заключенными, запрещено смеяться или плакать, запрещено отвечать на чьи-либо вопросы”, – вспоминает правила лагеря Сайрагуль.
После этого она получила форму и ее отправили в крошечную комнату с бетонной кроватью и пятью камерами на потолке. Но у тех, кто находился в лагере в качестве заключенных, условия были еще хуже.
“В каждой комнате было пластиковое ведро для туалета. Каждому заключенному давали две минуты в день, чтобы пользоваться туалетом, а ведро опорожняли только один раз в день. Даже если оно заполнилось, нужно ждать до следующего утра. Заключенные все время были закованы в кандалы, даже во время сна”, – цитирует издание.
Задачей Сайрагуль было обучать этнических уйгуров и казахов китайскому языку и пропагандистским песням коммунистической партии. Заключенные должны были скандировать лозунги «Я люблю Китай», «Спасибо Коммунистической партии», «Я – китаец» и «Я люблю Си Цзиньпина» – президента Китая.
Днем отводилось время для “размышления о своих грехах”, причем грехом считалось почти все – от незнания китайского языка до соблюдения религиозных обычаев.
По словам Сайрагуль, в лагере находится примерно 2500 заключенных. Самой старшей, из всех, кого она встречала, была женщина 84 лет, самым младшим был 13-летний мальчик.
Где находится сам лагерь, женщина не знает: территорию покидать запрещено, разговаривать с другими заключенными тоже.
Кормили в лагере три раза в день исключительно рисовым или овощным супом и маленьким кусочком хлеба. В пятницу заключенным давали свинину, которую могли есть не все из-за религии. Но за отказ от еды заключенных наказывали.
Тех, кто неправильно пел или не мог освоить язык, наказывали в специальных “черных комнатах”. Людей били электрическими дубинками, заставляли сидеть на гвоздях, некоторые возвращались из таких комнат без ногтей.
Однажды и сама Сайрагуль получила наказание.
“Как-то ночью в лагерь привезли новых заключенных. Среди них была казашка, которая, узнав во мне казашку, попросила о помощи и обняла меня. Я ей не ответила, но меня все равно наказали – избили и на два дня лишили еды”, – вспоминает Сайрагуль.
Сложнее всего в лагере приходится девушкам и женщинам: полицейские могут изнасиловать любую приглянувшуюся им. Случаются и групповые изнасилования.
Рассказы Сайрагуль подтверждаются и рассказами других женщин, которым удалось сбежать из этого ада.
Сайрагуль неожиданно освободили в марте 2018 года. Ее вывезли из лагеря так же, как и привезли – надев черный мешок на голову. Женщине было приказано возвращаться к прежней работе учителя, однако через три дня ее снова задержали, на этот раз обвинив в государственной измене и поддержке связей с иностранцами.
Женщина твердо решила, что в лагерь не вернется: она 20 лет проработала на государство и ничего плохого не делала. Сайрагуль, которая к тому времени 2 года не видела детей, решила сбежать.
“Рядом с моей квартирой постоянно дежурили полицейские, и у меня не было паспорта, но я все равно решила попытаться. Ночью через окно я сбежала в соседний дом, оттуда взяла такси и сразу же поехала к китайско-казахстанской границе. Мне повезло, что я смогла пересечь границу и вновь встретиться со своей семьей”, – поделилась женщина.
Однако в Казахстане женщину обвинили в незаконном пересечении государственной границы и отказали ей в получении гражданства.
В итоге после резонанса в СМИ политическое убежище женщине предоставили в Швеции, где она сейчас и живет.
На журналистский запрос об истории Сайрагуль Сауытбай в посольстве Китая заявили, что все ее рассказы – «абсолютная ложь и злобные клеветнические атаки на Китай».
“Сауытбай никогда не работала ни в каком центре профессионального образования и обучения в Синьцзян. Ее никогда не задерживали и не арестовывали”,- заявили в посольстве.
Кроме того, здесь сообщили, что в Китае Сайрагуль подозревают в мошенничествах с кредитами и невыплате долгов в общей сумме на 46 тысяч долларов, то есть 17,9 млн тенге.
Фото: nur.kz