В начале недели пресс-служба МИДа распространила сообщение о том, что в Усть-Каменогорск, в банк низкообогащенного урана (БНОУ), доставили первую партию опасного для населения груза на ответственное хранение, а вернее в интересах западных стран, которые и профинансировали его строительство. Это хранилище несет угрозу местному населению, так как расположено в черте областного центра и в сейсмоопасной зоне.
Казахстанские дипломаты даже раскрыли потенциальную цель создания (БНОУ) на базе Ульбинского металлургического завода (УМЗ): «предусмотрен на случай, если государства-члены МАГАТЭ столкнутся с прекращением традиционных поставок топлива по политическим мотивам». То есть, если в США, Японии или ЕС столкнутся с проблемами доставки топлива для их АЭС, они могут спокойно взять их в этом хранилище.
Вызвался разместить на территории Казахстана этот банк сам Нурсултан Назарбаев. Правда, никто из чиновников, которые сейчас заявляют о возможности проведения референдума по строительству Росатомом АЭС, не спрашивал мнения жителей страны и Восточно-Казахстанской области. Как никто и не спрашивал о последствиях переработки по заказу США на том же УМЗ высокообогащенного урана (ВОУ) в низкообогащённый (НОУ).
Примечательно, что отходы этой переработки будут захоронены тут же в черте города на территории УМЗ. Естественно, что власти и посольство США даже не отреагировали на письмо 3000 жителей Усть-Каменогорска, которые активно выступили против возведения банка низкообогащенного урана в их областном центре. «Общественные слушания» акимат и чиновники Минэнерго провели лишь с работниками УМЗ.
Редактор местной газеты “Flash!” Денис Данилевский следующим образом охарактеризовал причину появления БНОУ в черте города: «Как и в случае с проектом переработки ВОУ в НОУ, жители Усть-Каменогорска оказались заложниками большой мировой геополитики. Ведь создан этот банк, а попросту говоря, хранилище, именно для того, чтобы низкообогащенный уран хранился в одном месте. Чтобы легче было контролировать, и чтобы НОУ не попал в те страны, которые или ведут разработку ядерного оружия (например, Иран), или таким оружием уже обладают, но не входят в т.н. «ядерный клуб» (например, КНДР)».
Еще ранее, в 2013-м году, в УМЗ была завезена первая партия отходов в виде 18 тонн, как раз с той самой АЭС из Фукусимы. В опубликованном сообщении вестника правительственных документов США Federal Register отмечалось, что ураносодержащий материал «изначально был получен (японской корпорацией) Nuclear fuel industries от производителей ядерного топлива в Соединенных Штатах».
Все это обстряпывалось при прямом участии тогдашнего посла США в Казахстане Кеннета Фэйрфакса, который специально до этого посещал Усть-Каменогорск и осматривал корпуса УМЗ. Тогда в 2013-м году, перед местными СМИ он расписывал все прелести могильника ядерных отходов: «Выгоды от его размещения для Усть-Каменогорска, это, в первую очередь, известность в мире и трудоустройство местного населения». Теперь действительно приобрели известность…
Естественно, что власти страны тогда снова промолчали об этой партии отходов в 18 тонн, прикрывшись потом проектом по возведению БНОУ с разглагольствованиями и байками о вкладе руководства в укрепление мира во всем мире. Правда, за этот «вклад» Казахстан не получит ни цента от США, ЕС и Саудовской Аравии, разместивших на нашей территории этот банк опасного сырья. В 2017 году тогдашний министр энергетики Канат Бозумбаев прямо заявил, что бюджету республики нахождение этого опасного объекта ничего не принесет!
В то же время надо понимать данный банк является коммерческим объектом, который направлен на обогащение игроков рынка ядерного топлива на хранении, переработке отходов и продаже урана, добываемого в Казахстане. Получается, внешние силы будут снимать сливки с деятельности данного хранилища, оставляя от переработки все отходы в казахстанской земле. Колониализм в чистом виде.
Тот же редактор газеты “Flash!” Денис Данилевский написал письмо на имя президента США Дональда Трампа с требованием выделения компенсации за все работы по переработке высокообогащенного урана на территории Усть-Каменогорска, но ответа так и не получил, как не получил и реакции от властей, которые по геополитическим соображениям поддерживают все эти работы американцев и размещение НОУ в Казахстане.
В тоже время, определенные силы в элите всячески затягивают решение строительства АЭС, которое является экологически чистым видом энергии и работающим на местном сырье. Более того, инициировали широкую кампанию в СМИ и подконтрольных объединениях для дискредитации данного проекта, хотя скрывают истинные цели создания всех этих опасных и сомнительных объектов на территории нашей страны.
Вся эта возня с БНОУ лишь одна сторона одной медали, так как до сих пор Акорда не прокомментировала появление и усиленную работу двух военно-биологических лабораторий Пентагона в Алматы и Отаре опять-таки в сейсмоопасной зоне. Естественно, местное население никто не спрашивал о нахождении всех этих объектов, несущих огромную опасность для жителей не только Казахстана, но и соседних стран Центральной Азии.
Геополитические игры с НОУ и военной биологией могут дорого обойтись нашей стране и отразиться на здоровье всех казахстанцев. Нужна ли нам свалка и хранилище в интересах США и иностранных корпораций?
Тагир Баиров
Фото: kapital.kz