Сегодня уже ни для кого не секрет, что на территории Казахстана функционируют военные лаборатории США, деятельность которых скрыта от посторонних глаз, и даже от глаз местного правительства. Однако, кроме референс-лабораторий, американцы имеют в республике и другие военные и полувоенные организации.
Так, например, в 2015 году на базе кадетского корпуса имени Чокана Валиханова, расположенном в Щучинске, был открыт курс подготовки, на котором казахстанским сержантам преподают американские инструкторы. Помимо этого, на базе Военного института Сухопутных войск в Алматы действует Казахстанский учебный центр специальной программы НАТО «Партнерство ради мира».
К американским объектам относится и Центр для обучения пограничников стран Центральной Азии, который был открыт на базе Академии пограничной службы в Алматы в 2018 году. До этого, кстати, США расщедрились и передали нашим пограничникам в дар 11 модульных комплексов. Они были размещены в пункте технического наблюдения «Мыс Скалистый», расположенном в граничащей с Каспийским морем Мангистауской области. Это пограничное спецоборудование работает по сей день, только вот в чьих интересах, большой вопрос.
Еще одним объектом США является антикризисный учебный центр в Восточно-Казахстанской области, построенный за счет Агентства по сокращению военной угрозы Пентагона. Причем, построили его не на базе какого-то учебного заведения, а на территории сверхсекретного объекта – Ульбинского металлургического завода, где хранится 90 тонн низкообогащенного урана. Охранять банк с ураном и учат казахстанских бойцов Нацгвардии американцы. Кроме того, на этом заводе перерабатывается высокообогащенный уран с реактора Национального ядерного центра в Курчатове, а финансируется все это США.
Примечательно, но с каждым годом присутствие США в Центральной Азии только усиливается. В частности, 7 января 2021 года пресс-служба американского посольства официально заявила, что Казахстан, Узбекистан и США создали Центральноазиатское инвестиционное партнерство и призывают другие страны присоединиться к нему, чтобы вместе продвигать региональное экономическое партнерство.
Планируется, что американская финансовая корпорация международного развития DFC, международный финансовый центр «Астана» и Министерство инвестиций и внешней торговли Узбекистана за пять лет привлекут в проекты частного бизнеса не менее одного миллиарда долларов. Как видим, сумма небольшая, скорее всего, она пробная. Но интересно другое: важные детали, например, правовые основы проекта, почему-то не разглашаются.
Массу вопросов вызывает и то, что, несмотря на призывы присоединяться к проекту Центральноазиатское инвестиционное партнерство, Кыргызстан и Таджикистан до сих пор никто не пригласил, а ведь они являются странами региона, в котором это партнерство, собственно, и продвигается.
Очевидно, что усиление военно-политического и финансового присутствия США в Казахстане и Центральной Азии направлено против России, интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, а также против Китая. Также происходит смычка внешнеэкономических проектов с военными внутри платформы C5+1. Подобная активизация Пентагона в Казахстане и регионе создает очаг напряжения, который явно вызовет недовольство союзников по Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: navoine.info