Ситуация в Казахстане дала политологам повод задуматься. Страна, которая имеет огромную ресурсную базу, оказалась под прицелом многих государств.
Турция больше всех активничает. Для нее выгодно сделать постсоветскую Центральную Азию своими владениями. Агрессивная экономическая и политическая экспансия со стороны Анкары не обошла даже и единственную страну в Центральной Азии, которую не населяет тюркоязычный этнос, а именно Таджикистан.
Турецкие эксперты, журналисты и политики активно обсуждают жизнь в Узбекистане. Оно и понятно, так как Узбекистан для Турции что-то вроде “младшего брата”.
Летом Турция и Узбекистан подписали соглашение, в котором описывается сотрудничество во множествах направлений. И сейчас информационное агентство Anadolu с “гордостью” пишет о том, что Узбекистан взял модель местного самоуправления из Турции. Главная газеты страны Hurriyet рассказывает про общие экономические проекты. Множество турецких строительных компаний строят в Узбекистане различные дома, офисы, торговый центры. Одним из крупных проектов является строительство самого высокого здания в Центральной Азии Nestone.
Турция и Узбекистан наращивают военное сотрудничество между собой. Хулуси Акар, министр обороны Турции, недавно посетил несколько стран. А после визита политика Узбекистан и Казахстан подписали декларацию о межгосударственном союзе, которую Турция приняла позитивно.
Эксперт Абдували Сайбназаров в интервью Anadolu считает декларацию “историческим событием”. Тюркские государства объединились для решения общих проблем без помощи третьих лиц. Социолог Амангельды Курметулы намекал агентству о том, что страны в курсе о геополитических играх сверхдержав и других угрозах. По мнению эксперта, союз был создан для ответа на эти проблемы.
Можно с уверенностью сказать, что Турция хочет играть большую экономическую роль в Узбекистане. По сообщениям Anadolu, в стране работает около 13,5 тысяч компаний с иностранным участием. Больше всего российских организаций, дальше идут уже китайские, а после них турецкие.
Кроме того, Турция резво наращивает свое влияние и в других государствах Центральной Азии. Большое количество Таджикистана проходят учебу в Турции. Недавно были сняты визовые ограничения между двумя странами. Помимо этого, Турция и Таджикистан провели совместный форум и подписали соглашение о сотрудничестве в легкой промышленности.
Глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов также встретился с турецким президентом. Эрдоган в заявлении для СМИ отметил, что Ашхабад является “исторической родиной” тюрков. Итогом этой встречи стало подписание соглашений в девяти направлениях. Однако именно идеологический сигнал об историческом единстве тюркского мира был главным результатом.
Но все-же некоторые эксперты не рады перспективам сближения Турции со странами Центральной Азии. Аналитик и колумнист оппозиционной газеты Сumhuriyet Мустафа Балбай подчеркнул, что Туркменистан до сих пор не присоединился к Организации тюркских государств, а Узбекистан сделал это совсем недавно – в 2019 году.
По мнению эксперта, Турция и страны Центральной Азии достигли минимального прогресса в отношениях. Балбай считает, что Анкара должна конкурировать с другими центрами силы – Ираном, США, Китаем и другими. Аналитик подчеркнул, что Турция не имеет стратегического видения, что делать с Центральной Азией, у нее нет списка приоритетов и долгосрочного плана действия. Но тюркский национализм никуда не пропал.
Источник: Свободная Пресса