Разговоры о связях президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с террористической организацией «Исламское государство» ведутся уже не первый год. Недавно эти дискуссии разогрел глава Франции Эммануэль Макрон, официально заявив, что более 300 игиловских боевиков были переброшены в Нагорный Карабах через турецкий город Газиантеп. Все это ставит под угрозу страны Центральной Азии, которые из-за тесных связей с Анкарой могут сами стать участниками региональных конфликтов.
В том, что турецкая сторона взаимодействует с ИГИЛом я даже не сомневаюсь. Ведь именно Турецкая Республика была главным покупателем игиловской нефти и поставщиком добровольцев и оружия в Сирию и Ирак. Не стоит забывать и то, что Турция никогда не проводила операций против игиловских боевиков. Если бы не Эрдоган, Россия, США и Европа давно бы уже стерли «Исламское государство» с лица земли.
Да, сейчас связь Турции с игиловскими боевиками заметно сократилась. Но Эрдоган здесь ни причем. В этом заслуга Российской Федерации, которая оказала давление на турецкую сторону. Тем не менее Турция как помогала террористам, так и продолжает этим заниматься по сей день. Отправка боевиков ИГИЛа в Нагорный Карабах это доказывают.
При этом, согласно данным Сирийской обсерватории по правам человека, турецкая сторона переправила в Нагорных Карабах не 300 боевиков, как говорил Макрон, а целых 4 тысячи. Довольно своеобразный вид международной помощи.
Однако не совсем ясно, кому помогает Эрдоган, ведь в Баку навряд ли были в восторге от идеи приютить на своей территории пару сотен, а то и тысяч террористов. Скорее всего, Эрдогану никуда было пристроить боевиков, так как в Сирии для них места почти не осталось. Вот он и решил отправить их в Карабах для ведения боевых действий с Арменией. Азербайджану же не осталось другого выбора, кроме как смириться с решением Эрдогана. Азербайджанская сторона сама подписала различные договора с Турцией, а теперь получает дивиденды.
Не покидает лидера Турции и идея о возрождении Османской империи с Турецкой Республикой во главе. Отсюда и рвение заключить союз под своим предводительством с Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Азербайджаном. Однако не совсем понятно, как в Анкаре намереваются возрождать империю со странами Центрально-Азиатского региона, если они, как известно из истории, не имеют никакого к ней отношения. Да и вообще, идеи пантюркизма не популярны среди населения центральноазиатских республик.
Если государства нашего региона продолжат развивать военное сотрудничество с Турцией и вступать с ней в различные союзы, то в конечном итоге повторят судьбу Азербайджанской Республики и станут перевалочным лагерем для игиловских боевиков. Вот начнут опять Кыргызстан и Таджикистан спорить из-за приграничных районов, Турция тут как тут, с целой оравой игиловцев прибежит. А Кыргызская Республика навряд ли сможет устоять перед турецким напором, учитывая все те события, с которыми она недавно столкнулась.
Турция всеми силами пытается установить свою гегемонию над Казахстаном и Центральной Азией. Сейчас эта политика неоосманизма и пантюркизма только усилится в момент разворачивающейся войны в Карабахе и после возможной победы демократов в США, так как Анкара стала орудием Запада по выталкиванию России и Китая из региона. Для Казахстана такая политика означает поток провокационных инициатив со стороны турецкой верхушки по втягиванию республики в различные локальные и региональные конфликты.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: harespro.ru