Запуская процесс передачи верховной власти, его разработчики наверняка предусматривали и свои действия на случай вступления в игру абсолютно независимых кандидатов. Из числа, к примеру, более чем состоятельных и известных бизнесменов, решивших конвертировать финансовый или общественный капитал в политический. Опыт популярного украинского актера Владимира Зеленского свидетельствует, что популярность легко переходит из одной формы в другую, а опыт Дональда Трампа, что успешный человек успешен во всем. Есть ли в стране такие люди, способные побороться за высший пост?
Зейнулла Какимжанов определенно имеет все шансы быть зарегистрированным в качестве кандидата в президенты. Соответствует требованию наличия пятилетнего стажа государственной службы, обладает достаточным количеством средств, как для оплаты регистрационного взноса, так и для финансирования избирательной кампании. Проблемой остается механизм выдвижения через общественную или политическую организацию. Но для этих целей необязательно иметь собственную, можно воспользоваться существующими.
По своему психотипу, морально-волевым качествам и степени амбициозности Зейнулла Какимжанов также соответствует характеристикам классического политика и имеет достаточный потенциал для реализации их в публичном поле. Конечно, существует вероятность воспрепятствования его экспромту через механизмы уголовного преследования за какие-либо нарушения при ведении бизнеса. Но все это будет определенно ассоциироваться с плохо и поспешно подготовленным заказом. То есть, объективных обстоятельств, препятствующих участию Зейнуллы Какимжанова в электоральной кампании нет.
Маргулан Сейсембаев также обладает достаточными финансовыми возможностями и общественной популярностью. Периодически тиражируемые в соцсетях и месседжерах его размышления на политические темы определенно свидетельствуют о наличии у бизнесмена серьезных претензий на более существенное участие в политическом процессе. А реакция общественности на выдвигаемые им тезисы вполне позволяют прогнозировать высокий потенциал его успешности на политическом поле.
Однако препятствием является отсутствие пятилетнего стажа государственной службы и факт вовлечённости в уголовные процессы вокруг деятельности банка, учредителем которого он некогда являлся. Наверняка эта линия может быть реанимирована.
Но это вовсе не исключает шансы участия Маргулана Сейсенбаева в транзитном процессе. Правда его приход к власти возможен лишь через полный демонтаж и реконструкцию политической системы. То есть, в результате условного майдана. И, если подобный сценарий дестабилизации будет иметь место, то Маргулан Сейсенбаев может стать одним из лидеров протестного движения.
Фейсбучные лидеры общественного мнения. Такие как Арман Шураев, Айдос Сарым и другие тоже могут попытаться конвертировать общественный капитал в политический. Для этого потребуется инвестор соответствующего уровня. Однако, надо признать, что в транзитные периоды недостатка в желающих нарастить влияние через выдвижение собственного ставленника не бывает. И вовсе не означает, что выдвинутый инвестором кандидат неизбежно станет его марионеткой. Обретение власти неизбежно приводит к пересмотру формата взаимоотношений, вплоть до полной отмены прежних договорённостей. Достаточно вспомнить опыт Путина и Березовского, который и являлся его покровителем и автором российского транзита.
Вопрос лишь в желании и готовности потенциальных претендентов посвятить жизнь политической борьбе.
Талгат Калиев,
на своем телеграм-канале
Фото: @kaliyevchannel