В сентябре лидер Демпартии «Ак жол» Азат Перуашев заявил, что каждый казахстанец должен иностраннму «дяде» около 9 тысяч долларов. Речь шла о простом арифметическом делении задолженности перед внешними кредиторами в 158 миллиардов долларов на население республики. Тогда Миннацэкономики опровергло данные депутата, попутно заявив, что госдолг Казахстана составляет 152,7 миллиарда долларов и что он снижается. Сама дискуссия между мажилисменом и экономическим блоком кабмина не привела к какому-то выразительному исходу, но заставила задуматься о том, как наше государство уменьшает внешний долг и за счет чего это делается?
Когда в нашей республике заходит речь о государственном долге, то все почему-то сводят разговор к задолженности перед Китаем, но Поднебесная – это не самый крупный кредитор Казахстана. Им являются Нидерланды, поскольку именно на эту страну приходится около 45 миллиардов долларов из общей задолженности перед иностранными кредиторами. На втором месте в этом рейтинге расположилась Великобритания – 24 миллиарда долларов. Замыкает тройку лидеров США – 13 миллиардов долларов.
Не стоит забывать и то, что Казахстан должен ряду международных финансовых организаций. Это Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и Исламский банк развития. В этот список входят еще несколько иностранных фининститутов. Общий размер задолженности – 9 миллиардов долларов.
Как наша страна покрывает свой внешний долг? Это делается за счет республиканского бюджета. Однако в этом году казна столкнулась с настолько большими проблемами с финансированием существующих обязательств, что правительству не осталось выбора, кроме как использовать имеющиеся в Национальном фонде средства, который до этого массированным изъятиям не подвергался.
Из-за негативного воздействия пандемии коронавируса на нашу экономику кабмин запустил «антикризисный пакет». Он включает в себя меры по оказанию помощи населению, государственные программы и поддержку сферы здравоохранения.
Финансироваться пакет будет за счет трансферта Нацфонда, долгового финансирования и отчасти перераспределения расходных статей казны. Все это указывает на то, что госдолг республики может укрепиться. Эта цифра варьируется в районе 5-6% ВВП нынешнего года. Это существенная величина. И тут главный вопрос, за счет чего будет формироваться эта «величина» – за счет внутренних или за счет внешних заимствований?
Дело в том, что Нацфонд до сих пор был одним из основных источников заимствований на внутреннем рынке, но, как говорил в начале октября глава Нацбанка Ерболат Досаев, снова брать средства из фонда нежелательно, так как активы его сокращаются. В частности, за месяц они уменьшились на 1,36 миллиарда долларов и составляют 57,33 миллиарда долларов. С другой стороны, если правительство не будет трогать Нацфонд, то снова придется брать кредиты на внешних рынках, чтобы покрыть дефицит бюджета.
Нынешняя ситуация является наглядным примером полного тупика вывозной экономики, созданной в рамках неолиберальной модели и регулируемой западными консалтинговыми компаниями. Дальнейшее следование этому курсу будет только усугублять кризис. Реальный выход лежит только через ускорение интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, когда будут созданы наднациональное правительство, парламент, банк, единая валюта и фискальная система. Только тогда будет сформирован базис для развития собственного производства через совместные индустриальные проекты. Иначе нас ожидает постепенная деградация.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: eadaily.com