Начиная с 2017 года, каждое четвертое воскресенье июля в Казахстане отмечается профессиональный праздник работников торговли. Создание данного праздника подчеркивает важность этой сферы для экономики страны.
Действительно, торговля имеет ощутимое значение в нашей жизни. По данным Института общественной политики Республики Казахстан, в структуре ВВП торговля занимает четвертое место, и за первый квартал текущего года она обеспечила 16,6% прироста.
Как отмечается, высокая значимость торговли в казахстанской экономике объясняется и ее постоянной способностью адаптироваться к изменениям потребительских предпочтений. Это подтверждается данными социологического опроса, проведенного Институтом общественной политики.
Данные исследования показывают, что покупатели предпочитают торговые дома и центры, благодаря их возможностям и комфорту.
Особенно этот формат популярен среди молодежи, тогда как жители сельской местности, люди старше 46 лет и пожилые люди предпочитают классические базары и рынки.
Исследование также показало, что супермаркеты и торгово-развлекательные центры являются наиболее популярным местом покупки товаров повседневного спроса – бытовых товаров (36,9%) и продуктов питания (33,3%), тогда как базары и рынки сохраняют позиции благодаря следующему сегменту товаров: одежда (43,1%) и бытовые товары (34,7%).
В то же время онлайн-магазины пока не доминируют в общем объеме покупок, однако их популярность уверенно растет, особенно в сегментах одежды (14%) и бытовых товаров (9,2%). Данный вид покупок больше всего востребован среди молодежи и женщин.
Что касается общих показателей сферы торговли, то данные Бюро национальной статистики весьма обнадеживают, показывая рост практически по всем направлениям.
Так, оборот оптовой торговли за последние шесть лет увеличился на 74,8%, с 27 триллионов тенге до 47,2 триллиона тенге. В свою очередь, общий объем розничной торговли за тот же период вырос более чем вдвое, с 11,3 триллиона тенге в 2019 году до 23,6 триллиона тенге в 2024 г.
Кроме того, торговля является лидером по числу занятых. В первом квартале текущего года в сфере торговли было занято полтора миллиона человек, что составляет 17,0% от общего числа работающих. При этом это устойчивая тенденция. Несмотря на незначительные колебания последних шести лет (с 1,43 миллиона человек в 2019 году до 1,53 миллиона в 2024 году), доля работников торговли в общей занятости стабильно составляет не ниже 16%.
Между тем, торговля медленно, но уверено уходит в онлайн. Так, объем рынка розничной электронной коммерции с 2022 года вырос на 60% до 3,2 триллиона тенге в 2024 году, а доля с 12,5% до 14,1%.
К слову, женщины все так же составляют две трети от числа продавцов и работников продаж. Стоит отметить, что зафиксирован, в том числе, рост доли мужчин среди работников продаж с 30% в 2021 году до 33% в 2024 году.
По данным Института общественной политики, наблюдается устойчивая тенденция сокращения доли продовольственных товаров в розничной торговле – с 35,6% в 2021 году до 30,1% в минувшем году.
Таким образом, отечественная торговля эволюционирует, и успех в данном направлении будет определяться способностью адаптироваться к цифровым вызовам и меняющимся потребительским предпочтениям.