В нашей стране продолжает свой рост цена на бензин. Парламентарии усмотрели в этом сговор участников топливного рынка. Поэтому депутат Альберт Рау заявил, что кабинету министров нужно направить усилия на стабилизацию цен на ГСМ.
Мажилисмен подчеркнул, что надо провести расследование на наличие ценового сговора и картельных соглашений на рынке горюче-смазочных материалов. Кроме этого, необходимо разработать, а потом и внедрить результативные механизмы, затрагивающие регулирование цен на ГСМ. Парламентарий ранее рассказал, что с января этого года и по сей день цена на бензин марки АИ-92 в Алматы выросла до 168 тенге за литр, то есть на 18 тенге, в столице – до 170, в Атырау – до 200 тенге. Он сообщил, что причиной подорожания бензина называют аварийную остановку технологического оборудования на Атырауском нефтезаводе, из-за которой повысились биржевые цены. Тем не менее, по мнению Рау, из-за этого не должны страдать рядовые потребители. Депутат заявил, что увеличение стоимости бензина приведет к тому, что цены взлетят и на товары, и на услуги.
Но в этот раз ценовой сговор очень даже вероятен, и проблема заключается в отсутствии контроля со стороны государства над ценообразованием. Ранее сговоры между нефтеперерабатывающими заводами и владельцами автозаправочных станций не единожды подтверждались, и за этим всегда следовали ярые возмущения. Потребители всегда задавали один и тот же вопрос: куда смотрят власти? Почему они не контролируют ценообразование топлива? Да потому что правительство отпустило цены на горючее. В настоящее время цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются, госрегулирование было отменено с 2015 года на бензин, с 2016-го – на солярку. Однако все же госконтроль за процессом необходим. Для этого же у нас есть антимонопольная служба. Спрашивается, почему она бездействует? То, что владельцы станций зачастую заявляют, что их доходы практически равна нулю и что они работают в убыток, явная ложь, так как если бы так было на самом деле, то АЗС в стране было бы гораздо меньше.
Поэтому, на мой взгляд, все стратегические отрасли должны быть под полным контролем государства. Сейчас же, как и требуют депутаты, Минэнерго должно направить свои усилия в сторону стабилизации цен. Прежде всего необходимо провести проверку и выяснить реальную причину подорожания бензина, потом принять соответствующие меры.
И еще одним значимым моментом является то, что у нас большое количество посредников, не относящихся никоим образом к нефтепереработчикам, однако которые снимают немалую маржу. В частности, они не имеют ни спецтранспорта, ни сырья. И из-за этих компаний, пока нефть доходит до конечного потребителя, стоимость бензина становится высокой. А ведь можно просто наладить прямые связи между скважиной, заводом и АЗС, это же бы значительно сократило расходы. Посредники получают как минимум третью часть, а то и больше от конечной цены на ГСМ.
На фоне увеличения тарифов на электроэнергию на 15% нынешний рост цен на топливо только еще больше усилит инфляцию и взвинтит цены на продукты питания в стране. Самоустранение правительства, а вернее сознательная игра в одни ворота в интересах известных олигархов ведет вовсе не к рыночной экономике, а к очередному монопольному сговору. Этот удар по благосостоянию граждан в целях сверхприбылей не только не осуждается чиновниками, а прикрывается и оправдывается. Государство в данной ситуации становится лишь инструментом таких воротил. Общество, к сожалению, становится заложником такой схемы и не может найти из этого заколдованного круга выход.
Нурасыл Алиев, экономический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»
Фото: ritmeurasia.org