В настоящее время все чаще поднимается вопрос о запрете ношения религиозной мусульманской одежды на территории всего постсоветского пространства, включая Республику Казахстан, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, а также Кыргызскую Республику и Российскую Федерацию. Вместе с тем, ношение никаба является арабским атрибутом и размывает идентичность казахского народа.
На днях верхняя палата парламента Таджикистана приняла поправки в закон «Об упорядочении традиций и обрядов», предусматривающие запрет на ввоз, продажу и ношение в общественных местах одежды, которая является чуждой национальной культуре страны. Соответствующие ограничения введены в целях защиты национальных ценностей и предотвращения экстремизма.
Под чуждой национальной культуре одеждой подразумеваются сатр и хиджаб, в то время как никаб уже был запрещен ранее. Президент республики Эмомали Рахмон заявлял, что ношение сатра и хиджаба является культурным отчуждением, подрывающим национальную и культурную самобытность народа.
Стоит отметить, что вопрос запрета ношения религиозной одежды поднимался и в Российской Федерации. В стране не так давно проходили дискуссии о запрете на ношение никаба. Данный вопрос на самом деле непростой и щекотливый. Одни считают, что запрет никаба является необходимой мерой, однако с другой стороны такой шаг может быть воспринят как ущемление мусульман.
Важно подчеркнуть, что Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан так же, как и Россия, являются светскими странами. Для того чтобы сохранить принцип светского государства и с целью обеспечения общественной безопасности во многих государствах мира распространен запрет на ношение никаба, хиджаба и другой религиозной одежды, которая полностью либо частично скрывает лицо, в общественных местах и в образовательных и государственных организациях.
Необходимо также понимать разницу между никабом и хиджабом. Так, никаб является одним из атрибутов мусульманской женской одежды. Он представляет собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины. В то же время хиджаб лицо не закрывает.
К примеру, в странах Средней Азии никаб находится под запретом. Причина тому довольно проста. Такие страны, как Узбекистан и Таджикистан, пострадали от исламского экстремизма. В Республике Узбекистан происходили теракты, а в Республике Таджикистан проходила гражданская война против исламистов. На данный момент никаб и законы шариата в этих странах находятся под запретом.
К слову, введение запрета на публичное ношение хиджабов и никабов рассматривается и в Республике Казахстан. Как отмечала глава Министерства культуры и информации республики Аида Балаева, данная практика применяется по всему миру, так как является вопросом национальной безопасности. По ее словам, закрытие лица одеждой не позволяет идентифицировать личность.
При этом Балаева подчеркнула, что данный вопрос будет изучаться вместе с обществом, и Министерство культуры Казахстана будет усиливать работу по ужесточению законодательных норм в этом направлении. Как отмечала Аида Балаева, если рассматривать данный вопрос с точки зрения национальной безопасности, то необходимо запрещать именно ношение никабов.
Глава Минкульта республики прокомментировала также ношение хиджабов в школах Казахстана. По ее словам, Республика Казахстан является светским государством, которое, согласно Конституции, отделено от религии. Вместе с тем государство гарантирует свободу вероисповедания. Все вопросы государственной политики регулируются именно гражданским законодательством, а не религиозными нормами. В связи с этим, нормативные акты требуют соблюдать стандарты ношения школьной формы.
Представители Духовного управления мусульман Казахстана также высказывались по этому вопросу. Они отмечали, что воспитание верного и образованного поколения является главной целью каждого родителя. Согласно шариату, девочка-мусульманка, достигшая подросткового возраста, обязана носить платок, то же самое касается и получения образования.
Таким образом, идея о запрете или ограничении ношения никаба на самом деле ни в коем случае не является попыткой ограничить религиозные права людей. Данная инициатива представляет собой вынужденную и важную меру для повышения безопасности общества, а также укрепления подлинной идентичности народа.