Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, любезно согласилась ответить на вопросы «Эхо Казахстана» о возможных внеочередных парламентских выборах, причинах возникновения новых политических партий, внезапного возникновения парламентской «оппозиции» и результатах деятельности НСОД.
– Э.К. Сейчас многие СМИ и политологи говорят о возможных внеочередных парламентских выборах. Как Вы оцениваете такую возможность?
– Т.У. В идеале парламентские выборы должны были состояться следом за президентскими. Но, видимо, решили не рисковать, учитывая высокую политическую мобильность населения. Поэтому, допускаю, что парламентские выборы могут состояться. Но какой период посчитают наиболее благоприятным для этого, сложно сказать. Пока политической элите похвалиться особо нечем, соответственно, на что будет опираться Нур Отан и другие провластные партии, сказать сложно. Акорда это тоже понимает, спрятанных козырей нет. Возможно, подождут пока Жанболат Мамай зарегистрирует партию и его участие с новой партией не позволит политической ситуации выглядеть сложной. Новая партия позволит привлечь к себе протестующих, но и не составит проблему правящей партии выиграть с большим отрывом. Думаю, определяющий момент в обозначении даты выборов – это разработанный сценарий выборов. Видимо, он еще не готов.
– Э.К. С чем Вы связываете появление новых партийных проектов, в том числе, и появление Демпартии?
– Т.У. Появление новых партий или инициатив по созданию новых партий связано с успехом общества на президентских выборах. Общество само почувствовало свою силу, пришло осознание, что если захотят, то они могут. И этот успех дает надежду, что быть в политике активным, не сложно, главное получить поддержку.
В отношении партии Жанболата Мамая не исключаю того, что амбициозный, в положительном плане, молодой человек уверен, что он сможет повторить или даже улучшить результат президентских выборов. Допускаю также наличие поддержки со стороны политической элиты. В этом пункте их интересы совпадают. Жанболат Мамай хочет в парламент, и власти нужен партнер, который объединит тех, кто настроен негативно к власти. Тем более Жанболат Мамай известный для политической элиты активист, оппонент, соответственно, создать «борьбу» с ним на парламентских выборах будет не так сложно.
Конечно, можно по-разному расценивать происходящие события. С одной стороны, как поддержку власти, которая не мешает ему, а даже помогает, или же заигрывает, оказывая влияние на назначение Инги Иманбай редактором известной казахскоязычной газеты. Ведь как известно, основной электорат и активные члены новой партии – казахскоязычная группа в ней доминируют представители старшей возрастной группы. Это практически совпадает с читательской аудиторией газеты «Жас Алаш». Все вроде как бы случайно и все вроде как бы для радости всех все совпадает.
Вторая причина появления новых партий связана, на мой взгляд, и с ростом политической активности и резким падением уровня жизни, высоким уровнем социального неравенства. Все эти факторы спровоцировали такой всплеск. Я оцениваю это положительно, несмотря на их результат. Конечно, многие не достигнут цели, но опыта наберутся. Одним словом, любой результат — это результат, а не топтание на месте или возмущение только на кухне.
– Э.К. Как Вы оцениваете инициативу лидера партии «Ак жол», который предложил законопроект «О парламентской оппозиции» и пообещал лишить правящую партию монополии? Были даже обвинения в плагиате в отношении НСОД со стороны Азата Перуашева.
– Т.У. Сразу приходит в голову известное выражение «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы оно не плакало». Думаю, что просто политическая игра, не имеющая большого значения для политической системы или самого парламента. При других политических правилах и другом формате, этот механизм позволил бы обозначить себя политической силе, которая не вошла, например, в правящую коалицию, или не набрала голосов, позволяющих ей быть правящей. Обычно такая партия думает не только о том, чтобы создавать проблемы правящей коалиции или партии, а о том, как этот статус позволит при следующих выборах получить больше голосов.
Этот статус позволяет серьезно влиять на политические решения, и в тоже время стать видимой для своих избирателей. Ведь статус предоставляет определенные права и возможности. В нашей же системе, когда пульт управления голосованием находится не в руках у партий и парламента, а в другом месте, например, в Библиотеке, то этот статус ничего не даст, но позволит потешить самолюбие, например, Перуашева, или поднять себе зарплату, тоже неплохой вариант.
В отношении плагиата, это совсем несерьезно. Практику парламентской оппозиции придумал не Перуашев, ему авторство не принадлежит. Это широко известная парламентская практика и любой человек, который в политике знает об этом. Поэтому самому Перуашеву можно предъявить претензии в плагиате, если он решил присвоить себе авторство.
– Э.К. Инициативы, предложенные НСОД в декабре, насколько, по Вашему мнению, реально способны изменить политическую ситуацию в стране? Действительно будут даны права гражданам мирно собираться и создавать свои партии?
– Т.У. Думаю, что нет, эти изменения на политические правила не повлияют. Но сам совет и его работа позволили снизить политическую активность. Конечно, говорить, что совет смог повлиять на мнение людей и в полку протестующих убыло, не стоит. Но снизить накал страстей удалось.
– Э.К. С чем Вы связываете задержание акима Павлодарской области? Возможен ли новый виток борьбы разных группировок и усиление информационной войны?
– Т.У. Думаю, поведение бывшего акима Павлодарской области было довольно странным, и не вписывающим вообще ни в какие «понятия». Допускаю, что образовалась большая недостача в бюджете и аким очень креативно решил этот вопрос, продав свой портрет. Те, кто купил, не остались в долгу. Пронизанная коррупцией вся вертикаль власти, особенно исполнительная, будет и впредь становится местом таких отставок. Поэтому этот виток борьбы никогда не останавливался, и не скоро остановится, особенно, когда новый президент и у него еще не доходят руки до руководителей областей.
Соответственно, на местах почувствовали свободу, более того, должности в регионах интересуют и политические группы внутри высшего круга, которые также пытаются расширить свое влияние и возможности, поборовшись за места в регионах, за собственность и за другие ресурсы. Такая «демократия» на местах может быстро закончиться. Токаев может заинтересоваться наконец-то регионами серьезно, а не только меняя первых лиц.
Фото: kz.utro.news