Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, любезно согласилась ответить на вопросы «Эхо Казахстана» о сути созданного «Национального совета общественного доверия» и политических процессах в стране.
– Э.К. 17 июля подписан указ об утверждении положения и состава “Национального совета общественного доверия” (НСОД). В него вошли 44 человека. Председателем совета является непосредственно президент страны, его заместителем – руководитель администрации президента Крымбек Кушербаев, а секретарем НСОД назначен советник главы государства Ерлан Карин. Остальные формально политологи и специалисты, но в социальных сетях многие указывают, что эти деятели так или иначе связаны с государством, с правящей партией и бывшие чиновники, а авторитет некоторых «общественных деятелей» под большим сомнением. Насколько НСОД может стать в этих условиях площадкой для выяснения реальных чаяний общества?
– Т.У. Если исходить из состава и из положения, то это, конечно, не диалог общества и власти, как было заявлено вначале. Это, скорее, совет, который будет готовить диалог, и, который, возможно, когда-то состоится. Интересно то, что представители власти сегодня заявляют, что тема «диалога власти и общества» была ключевой в предвыборной программе Токаева, хотя я лично такого акцента не заметила во время предвыборной кампании. Акцент был сделан на решении социальных проблем. Но сегодня почему-то власть утверждает, что тема диалога власти и общества была ключевой. Но вернемся к совету. Конечно, сам формат совета, персональный состав совета, формат выбора совета, позволяют говорить о том, что это не площадка для презентации мнений, проблем, чувств людей. Очень много непрозрачностней вокруг совета, который должен сформировать доверие. Большинство членов, которых персонально пригласили в совет, — это единомышленники политической власти, которые полностью поддерживают ее политику, критикуя какие-то отдельные пункты. Но критика этих пунктов не ставит под сомнение в целом поддержку политики действующей власти этими экспертами, блогерами, комментаторами.
– Э.К. Некоторые из наблюдателей считают, что НСОД – это структура, созданная уже по инициативе Токаева и направленная на поддержание его власти. Насколько такое мнение оправдано?
– Т.У. Я не стала бы так утверждать, скорее, это одна из задач. Если ориентироваться на уже сложившиеся политические традиции и правила в казахстанской политической элите, то, в первую очередь, элита будет занята формированием имиджа нового президента. Не знаю, почему так завелось, но Карина всегда позиционируют как хорошего пиар-менеджера, хотя лично я не могу привести ни одного успешного пиар-проекта Карина, ни одного успешного политика, которого «сделал» советник президента. Но образ создан и сам образ активно автором используется и эксплуатируется. Потому не исключаю, что задачей перед советником президента стоит именно создание и раскрутка образа Токаева.
Ведь не случайно в совете оказались люди, которые своими комментариями, «экспертными мнениями» формируют общественное мнение, практически все они активны в социальных медиа. Получается, что на совете состоится чуть ли прямое общение с новым президентом, и этими моментами и личными впечатлениями они будут делиться со своими поклонниками, формируя образ, например, открытого, доступного, умного, приятного политика и руководителя. То есть, без особых усилий со стороны власти будет как бы самым естественным образом формироваться образ нового президента. Далее эксперты еще поделятся своими мнениями в отношении того, что же можно сделать в ситуации быстрого и устойчивого роста протестности. Причем они это будут делать бесплатно и с большим энтузиазмом, ведь власть очень хорошо сыграла на таком принципе, как значимость, выбрав и выделив их только, среди большой массы. Получается эксперты предложат решения и затем сами активно будут стараться реализовать эти решения, опять же без какого-либо активного участия в этом вопросе самой власти. Ведь эксперты сами начнут, во-первых, пиарить свои решения, как самые лучшие, а во-вторых, предлагать доверять главе государства.
Впервые политической элите президентские выборы дались нелегко, ей пришлось приложить серьезные усилия, чтобы продвинуть нужный им результат. Поэтому сегодня господину Токаеву нужно решать или хотя бы демонстрировать активность и публичность внутри страны, показывать свою реакцию и особенно неравнодушие на политическую ситуацию в стране, в целом, на высокий уровень протестности. Соответственно, перед Токаевым стоит очень важная задача – стать руководителем-действия, создавать свой характер отношений с обществом. Однако формат совета не подойдет для такой задачи, так как находясь очень далеко от народа, спрятавшись за экспертами и советом, создать прочную основу для выстраивания отношений с народом, будет сложно. Поэтому не разделяю идею о том, что совет нужен для поддержания власти Токаева.
– Э.К. Реально ли выдвижение со стороны НСОД президенту, правительству и парламенту предложений по демократизации законов «О выборах», «О партиях», «О профсоюзах», «О порядке проведения мирных собраний»? И насколько государственные органы смогут выполнить эти рекомендации?
– Т.У. Нет, нереально. Власть в Казахстане до сегодняшнего дня не демонстрировала любви и интереса к демократии, к демократическим процедурам и правилам. Почему же она вдруг сегодня должна поменять свое мнение? Не стоит питать иллюзий в отношении возможных политических реформ. Ведь если власть реально поставила бы перед собой цель – демократизацию системы, то ей совет не нужен. Эти реформы она может реализовывать сама, так как в ее руках как финансовые ресурсы, так и властные полномочия, которые необходимы для этого. Они могли это сделать очень быстро и самостоятельно. Конечно, в совете эксперты довольно серьезно и честно будут предлагать реформы, будут критиковать власть, они сами будут порой верить в то, что они делают историю. Но дальше этого совета «игра в демократию» не продвинется.
Фото: Zonakz.net