Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, любезно согласилась ответить на вопросы «Эхо Казахстана» о сути созданного «Национального совета общественного доверия» и политических процессах в стране. Мы публикуем вторую часть интервью с ней.
– Э.К. Не приведет ли сама эта затея с НСОД к обратному эффекту, когда многие сомневающиеся окончательно убедятся в бесполезности такого органа?
– Т.У. Думаю, политическую элиту меньше всего интересует авторитет совета и его членов, и тем более, его политическая судьба и судьба политических реформ. Важная задача – создать образ президента и создать доверие к новому президенту через экспертов. Удастся создать позитивный образ Токаеву и доверие к нему, хотя бы виртуально, это даст возможность им создать основу для поддержки, для снижения активности у населения. Общество вновь будет ожидать каких-либо новых действий от главы государства и предоставлять время ему для адаптации, и потом он непременно сделает для людей что-то хорошее. То есть, власть в очередной раз пытается играть на слабостях и устоявшихся политических стереотипах населения.
– Э.К. В НСОД нет Амиржана Косанова, но в него вошли некоторые его соратники по распущенному движению «Жана Казахстан» – тот же Расул Жумалы, Айдос Сарым, а также известный национал-патриот Мухтар Тайжан, который был еще в «Земельной комиссии». Не является ли НСОД для них трамплином для участия уже на предстоящих парламентских выборах в рамках возможно нового «националистического проекта»?
– Т.У. В отличии от «либералов», «демократов» национал-патриоты не выступают за политические реформы, ни одна общественная или политическая акция, направленная против политических правил, не получала поддержку у национал-патриотов. Они куда-то незаметно все исчезали. Поэтому власти выгодно политическое сотрудничество с национал-патриотами, нежели садиться за стол переговоров с теми, кто выступает именно за политические изменения. Более того, сотрудничество может принести политические дивиденды и новому президенту Токаеву, который не говорит на казахском, довольно далек от казахских традиций. Тогда как национал-патриоты могут помочь создать хотя бы нейтральное отношение к новому политическому лидеру. Тогда как переговоры с «либеральной частью общества» абсолютно противоречат позиции элиты, которая хочет сохранения статус кво любыми способами и силами.
Но я не думаю, что им позволят как единой политической силе присутствовать в политических институтах, политической элите выгоднее, чтобы они находились вне узкого политического круга, периодически в таких кризисных ситуациях можно было бы их активно использовать, привлекать для реализации своих проектов.
– Э.К. Мы видим, что появляется множество организаций снизу и многие граждане пытаются объединиться. Представителей этих объединений не включили в НСОД или они сами бойкотировали его, это неважно. Но как теперь власть будет выстраивать диалог с новыми общественными деятелями и движениями?
– Т.У. Меня это очень радует, что есть активность снизу и идеи реформ находят отклик у молодого поколения. Но власть пока не видит в них серьезного соперника, зная, что обладают ресурсами и правовыми нормами, которые позволят им очень быстро с ними справиться. К тому же, у них еще мало политического опыта, что придает политической власти уверенности в своем превосходстве над ними. Власть их будет игнорировать публично, но наблюдать за ними. Но вот строить с ними диалог элита точно не намерена. Если бы у них были такие планы, то их бы тоже пригласили в совет, хотя бы формально, прекрасно понимая и даже ожидая, что те откажутся. Ведь политическая власть всегда потом может этот факт использовать и интерпретировать в свою пользу, утверждая, что их приглашали, а вот те сами не согласились.
Фото: kz.utro.news