С начала этого года прослеживается постепенный рост цен на нефть, особенно ярко он отметился в прошлом месяце, тогда она подорожала более чем на 14 процентов.
В целом за это время стоимость черного золота возросла на 32,5 процента. Сохранилась эта тенденция и в марте. Так, нефтяные фьючерсы снова освежили рекорд, превысив 71 доллар за баррель. В связи с этим международные агентства обновили свои прогнозы касательно среднегодовой стоимости нефти. Кроме того, американское Министерство энергетики также повысило прогноз цены черного золота марки Brent в этом году с 53,2 до 60,7 доллара за баррель. По прогнозу ведомства, цена на нефть в марте-апреле будет колебаться от 65 до 70 долларов за баррель, а во втором полугодии произойдет снижение до 58 долларов.
Американские эксперты заявляют, в свою очередь, что ее стоимость может остановиться на 60 долларах за баррель. В случае если члены ОПЕК+ будут и далее сдерживать добычу, то ее стоимость может подняться до 80 долларов. Все это демонстрирует, что высказывания о том, что эпоха нефти закончилась, оказались поспешными и цена вновь может вернуться к 100 долларам за баррель, а некоторые прогнозируют и 120 долларов.
По словам аналитиков, из-за значительных вложений средств в восстановление мировой экономики потребление углеводородов увеличится. Даже может возникнуть их дефицит, так как из-за коронакризиса недофинансированная добывающая промышленность не сможет выйти на необходимый уровень производства. Сейчас топливно-энергетический комплекс будет получать больше средств, чем возобновляемая энергетика, но ему будет тяжело вернуться к прежнему уровню.
Некоторые эксперты предрекают, что в течение 3-5 лет доля черного золота в мировом энергобалансе будет сокращаться. Однако, даже учитывая самый оптимистический «зеленый» сценарий, по которому спрос на нефть к 2050 году упадет на 80 процентов, отказ от финансирования углеводородной энергетики станет потрясением для мировой экономики. Чтобы удовлетворить мировую потребность в углеводородах, в их добычу в ближайшие 30 лет нужно вложить 9-20 триллионов долларов. По информации ОПЕК, в ближайшие 3-5 лет в нефтяную отрасль потребуются инвестиции в объеме 12,6 триллиона долларов.
У ОПЕК+ сейчас дилемма, как сохранить дефицит нефти на мировом рынке с целью дальнейшего роста цен. Сейчас общими усилиями стран-участниц на энергорынках сохраняется искусственный дефицит предложения, при котором можно надеяться на рост конкуренции за энергетические ресурсы и, собственно, повышение их стоимости. Но в середине лета потребность в нефти может достичь 98,2 миллиона баррелей в день, и членам ОПЕК+ нужно будет увеличивать квоты на ее добычу.
Конечно, такой рост цен на углеводороды даст определенные возможности пополнить бюджет посредством реализации валютной выручки добывающими компаниями. Проблема в том, что образовавшиеся дыры в бюджете столь велики, как и расходные ее части, что этих средств явно не хватает, как и трансферов Национального фонда. Плюс ко всему значительная доля нефти добывается иностранными компаниями по контрактам, которые явно не в пользу государства. Поэтому данный рост цен на мировых рынках обнадеживает, но не является панацеей от кризисных явлений и рычагом немедленного восстановления реального сектора, так как сырьевой сектор давно перестал быть локомотивом всей экономики.
Нурасыл Алиев, экономический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: marketwatch.com