Глава РФ Владимир Путин выступил с предложением Казахстану о тесном сотрудничестве в атомной энергетике. По его словам, в планах у Москвы строительство АЭС и подготовка кадров Нур-Султану.
Исполнительный директор Научно-технического центра безопасности ядерных технологий Казахстана Ирина Тажибаева отметила, что энергетики пришли к выводу о дефиците электричества на юге страны к 2030 г и, в связи с этим нужно построить станцию электроэнергии.
Выбор пал на строительство атомной станции, так как правительство Казахстана заявило о планах по достижению углеродной нейтральности к 2060 г. Чтобы этого достичь, нужно развитие безуглеродной энергетики, а атомная именно к этому виду и относится. Также ожидается рост цен на экспорт материалов, которые были произведены с помощью электроэнергии, выработанной на станциях, выбрасывающих в атмосферу углекислый газ.
У нас идет спор, какой реактор выбрать: российский, китайский, французский, американский или южнокорейский. Все реакторы поколения 3+ имеют право на жизнь, но, на мой взгляд, преимущество российских технологий заключается в том, что у нас одна регуляторная база – советская. – отметила эксперт
По мнению Тажибаевой, замечание по поводу подготовки тоже верное. Исполнительный директор подчеркнула, что в РК нужно открыть филиал института МИФИ, ведь многие сотрудники Казахстана получали там научную степень и у большинства предприятий энергетики республики заключены соглашения с этим вузом.
Главный редактор портала Atominfo.Ru Александр Уваров также дал комментарий по этой ситуации. Он считает, если страна стремится к безуглеродной энергетике, то есть смысл рассмотрения атомной энергетике как одной из составляющих.
Речь идет, скорее, о расширении и углублении возможностей казахстанской атомной отрасли, и это правда, потому что «Росатом» действительно всегда предлагает интегрированную программу. – обозначил Уваров.
Эксперт выделил и позицию РФ в этом вопросе. Уваров оценил, что Москва не просто построит АЭС, но и поможет в подготовке персонала, решить проблемы с топливом и помощи с решением отработавшего ядерного топлива.
Выгода есть и для России – это экспорт хай-тека, когда мы экспортируем не ресурсы, ископаемые или рабочую силу, а высокотехнологическую установку. Первая выгода для нас – заводы, институты, предприятия и другие компании получат хорошо оплачиваемую работу. Такие заказы еще и поддерживают научно-технический потенциал наших заводов и институтов, а это важно.