В нашей стране концепция «слышащего государства» реализуется как-то не так, если на высшем уровне она еще как-то действует, то чиновники на местах ее игнорируют. Сейчас проблема государственного управления состоит в том, что большая часть решений принимаются в кулуарах. Для решения этой проблемы были созданы Национальный совет общественного доверия при президенте, Клуб молодых экспертов при верхней палате парламента, Межпартийный совет при нижней палате парламента. Однако при обсуждении решений руководства страны возникает другая проблема, люди, которые могут разглядеть слабые места в них или каких-то программах, там участвуют недолго. Ну и как обычно, когда эксперты критикуют решения, принятые властями, то чиновники не устраняют недочеты, а обижаются и выдумывают каких-то врагов.
Самый яркий пример кулуарных решений – попытка приватизации музыкальных школ в Алматы. В конце прошлого месяца алматинский акимат выставил их на продажу, назвав эту операцию «передачей в конкурентную среду». Однако в этот процесс вмешалась общественность, которая выразила недовольство такой приватизацией. Ранее, в 2018 году, вышло постановление кабмина, оно было согласовано с акиматами, а также со всеми министерствами. После народного возмущения Минкультуры сразу же заявило, что не при делах и что там ничего не знают об этом. В акимате Алматы также от него открестились и свалили вину на Министерство национальной экономики.
Теперь же возникла другая ситуация: Министерство здравоохранения проталкивает инициативу о снесении 40 государственных больниц и возведении 20 новых, но частных. Однако абсолютно неясно, кто будет их возводить. И по существу получается, что государственный больничный фонд будет значительно сокращен, а вместо этого будет развиваться частный. И тут возникает вопрос: а что будет с сотрудниками? Останутся без работы? И в целом вся эта инициатива имеет неслабую коррупционную составляющую. А учитывая, что чиновников Минздрава и так часто подозревают и обвиняют в коррупции, то ситуация странная. Поэтому руководству страны и приходится звать на помощь экспертов, чтобы те своевременно обнаружили спорные моменты.
Полгода назад у нас было учреждено Агентство по стратегическому планированию и реформам. Его задачей является определение стратегических показателей, а также отслеживание их выполнения. Создали его из-за того, что в нашей стране разрабатывается и утверждается немалое число различных госпрограмм, которые наполнены разнообразными показателями. Очень часто не все они выполняются, поэтому документы потом исправляют, вносят реальные цифры. При завершении реализации программы ее закрывают, не подводя итоги, и дают старт другой госпрограмме. И при такой работе непонятно, что реально выполнено, а что нет. Об этом нам потом могут рассказать только правоохранители или Счетный комитет. Для того чтобы от программы был результат, прежде чем ее начать, ее нужно детально спланировать, затем качественно реализовать и при этом нужен строгий контроль. А с этим всем у нас беда.
Очевидно, что наступил момент, когда необходимо активно внедрять механизмы общественного контроля с привлечением сторонних специалистов. Для этих целей принимается даже закон «Об общественном контроле», но он, к сожалению, имеет пока множество недостатков, в том числе отсутствие возможности предоставления государственных грантов для проведения проверок и осуществления мониторинга выполненных услуг. Без этих рычагов деятельность министерств и ведомств будет также непрозрачной и создавать условия для увеличения коррупционных рисков.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»
Фото: spik.kz