Делегация Госдепартамента США во главе с помощником госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс провела многочисленные встречи и переговоры с чиновниками Казахстана разного ранга, а также выступила в качестве сопредседателя на заседании очередного обзорного заседания Комиссии по расширенному стратегическому партнерству (КРСП) между Казахстаном и США в минувший четверг.
Основной целью заседания двусторонней Комиссии по официальной версии было подведение итогов совместной работы обеих сторон в 2018 году и определение перспектив дальнейшего расширения стратегического партнерства между двумя странами, включая график двусторонних встреч в 2019 году. В качестве представителя казахстанской стороны присутствовал на мероприятии заместитель министра иностранных дел Ержан Ашикбаев.
Планов действительно громадье и все они связаны с реализацией направлений взаимного сотрудничества, определенных еще во время визита Елбасы в Вашингтон в январе 2018 года. И речь идет уже не только о Казахстане, но и о всей Центральной Азии в рамках программы сотрудничества с США «5+1». В частности, речь идет о расширении региональных связей по линии осуществления рамочного соглашения по торговле и инвестициям. То есть американцы заинтересованы в Казахстане, как в своеобразном плацдарме по экономическому и политическому захвату бывшей советской Средней Азии.
К такому выводу приходят некоторые казахстанские аналитики и эксперты. «Несмотря на то, что повестка данного заседания охватывала большое количество вопросов от традиционной «борьбы с терроризмом» и заканчивая темами инвестиций, роста взаимной торговли и поддержки развития аэрокосмической промышленности Казахстана, ясно одно, что американская сторона пытается использовать нашу страну в качестве трамплина для расширения своего влияния в Центральной Азии», – считает ведущий сотрудник агентства анализа геополитических рисков на Евразийском пространстве Болат Жолдасбаев.
«Также пытаются американцы присоединить Казахстан и к своей телеге войны в Афганистане, сделав его главным сателлитом в регионе и через него также продавливать лидеров Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении, склоняя их к переориентации на США», – говорит аналитик центра социальных исследований Таир Багиров. Эксперт предполагает, что создание биологической лаборатории опасных патогенов министерства обороны США в Алматы, а также центр низкообогащённого урана и могильник отходов с американских и японских атомных электростанций в Восточно-Казахстанской области появились не случайно и являются объектами по закреплению политического и военного присутствия в стране.
По поводу «военного присутствия» это не ошибка и не оговорка. Так по словам уже сотрудника центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбека Бабагулова: «Казахстан активно втягивают в программы военного сотрудничества в рамках различного рода «миротворческих миссий» НАТО и США, например, в Ливане. Проходят постоянные совместные военные учения, такие как тот же «Степной Орёл», а центр НАТО по обучению офицерского состава армий стран Центральной Азии существует в Казахстане аж с 2008 года. Можно привести еще массу примеров военного укрепления и проникновения, не считая того, что территория Казахстан используется для транспортировки военных грузов в Афганистан».
«То есть речь идет о глубоком проникновении США в экономическую, политическую, культурную и идеологическую сферу Казахстана, который подчиняется интересам и превращается в орудие дальнейшего продвижения глобалистских сил на постсоветском пространстве», – резюмирует эксперт.
Фото: inform.kz