Американская сторона и его сателлиты оказывают сильнейшее давление на Казахстан и страны Центральной Азии с целью вырвать их из таких объединений как ОДКБ и ЕАЭС и принудить к участию в своих военных и военно-политических проектах. При этом используются все возможные средства и уловки, начиная от экономических посредством выделения новых кредитов и ареста зарубежных активов и заканчивая идеологическими вбросами о «голодоморе», а также необходимости дальнейшего развития военно-биологических лабораторий якобы для защиты от пандемий.
Первой бросается в глаза дипломатическая активность Вашингтона, основанная на новой стратегии американской администрации в Центральной Азии, которая нацелена как на снижение темпов экономической экспансии со стороны Китая, так и на нейтрализацию интеграционных процессов уже в рамках ЕАЭС. О том, что в Госдепе и в Белом доме придают большое значение региону, говорится и в самом документе, принятом в январе этого года.
«Ключевой принцип новой стратегии в том, что США признают геостратегическую значимость Центральной Азии. Независимо от уровня нашего вовлечения в ситуацию в Афганистане самоценность региона для американских национальных интересов не должна подвергаться сомнениям», — написано в обнародованном тексте стратегии Белого дома в отношении региона.
То, что для США бывшая советская Средняя Азия является геополитически важным регионом говорит и то, что еще в конце правления администрации Барака Обамы была создана переговорная площадка из пяти бывших союзных республик + США (С5+1), где страны могли вести прямые переговоры без участия России и Китая. Окончательно оформил эту систему политических взаимоотношений уже действующий глава Госдепа Майк Помпео, который совершил вояж в феврале в две ключевые республики региона – Казахстан и Узбекистан.
Как мы помним в Казахстане помимо экономических проектов и новых финансовых потоков руководитель дипломатического ведомства США обратил внимание на лагеря по «перевоспитанию» в соседнем Китае и выступил в защиту этнических казахов, а в Узбекистане при встрече с президентом республики настаивал на скорейшем вступлении страны в ВТО. Поэтому не случайно в стратегической концепции акцентируется внимание на важности подконтрольных Вашингтону Всемирного банка, Международного валютного фонда в реформировании экономики Центральной Азии.
Судя по заявлениям Госдепа, американцы уже направили значительные средства бывшим среднеазиатским советским республикам в виде 9 млрд долларов прямой помощи на государственном уровне, 31 млрд частных инвестиций и более 50 млрд в виде кредитов и технической помощи от международных структур с участием США. Помимо этого в документе стратегии в отношении стран региона указано, что Штаты выделили 90 миллионов долларов на укрепление границ пяти республик, провели более 200 военных учений и повысили квалификацию более 2,6 тыс. пограничников.
Это и есть американский своеобразный экономический противовес «шелковому пути» и ЕАЭС и не случайно Майк Помпео увязывал ускорение процесса вхождения Узбекистана в ВТО с отказом от быстрого вступления в ЕАЭС в качестве полноправного члена. Может поэтому Ташкент ограничился лишь статусом наблюдателя в совете Союза, выбрав путь постепенного встраивания и обсуждения тем выгодности и приоритетности для себя дальнейшего углубления данного сотрудничества?
В геополитических масштабах, Вашингтон также стремится предложить в качестве альтернативы китайской концепции «Один пояс – один путь» и интеграции в единый союз с Россией развитие в южном направлении в сторону Пакистана и Индии через Афганистан. В обновлённом документе стратегии США в Центральной Азии предлагается завершение возведения транспортных коридоров и линий электропередач в рамках масштабного проекта CASA-1000. В свое время данный план был разработан и активно внедрялся госсекретарем Хиллари Клинтон и сейчас подхвачен уже Майком Помпео.
Помимо этого, у американцев существует еще один проект – «Лазуритовый коридор», который они лоббируют уже восемь лет. Они считают возможным построить железные и автомобильные дороги из Афганистана в Туркмению и далее через Каспийское море — до Азербайджана, Грузии и Турции. Таким образом в Вашингтоне намерены обеспечить поставки драгоценных камней на западный рынок. Следует сказать, что к добыче полезных ископаемых в Афганистане уже привлекаются и казахстанские инвестиции.
Соответственно, данная горная страна, находящаяся под оккупацией американских войск, являлась и является неким геополитическим трамплином экспансии США в регионе с целью создания в последующем оси зависимых государств-сателлитов из числа пяти бывших советских республик, враждебно настроенных как против России, так и Китая. Вашингтон новой стратегией и пытается как раз зациклить Нур-Султан, Ташкент, Бишкек, Ашхабад и Душанбе на Кабуле как на центре распространения своего влияния.
Не зря к Афганистану через Центральную Азию проложены транспортные маршруты по снабжению войск НАТО, а воздушное пространство Казахстана с января этого года объявлено «свободным» для американских авиакомпаний, в том числе связанных с военным ведомством. Этим также создается возможность транзитных перелетов через нашу территорию американской боевой, разведывательной и иной военной авиации, направляющейся в Афганистан и из него. Казахстан в этой конструкции вообще играет особую и важную роль и не зря объявлен Белым домом главным стратегическим партнером в Центральной Азии.
Для этого есть все соответствующие объективные условия, в первую очередь, экономические. Так, две трети казахстанской экономики фактически контролируются транснациональными корпорациями, а основной экспорт нефти и газа также идет на Запад. Только за 2018 год объем прямых инвестиций в различные отрасли страны из США составил 5,3 млрд долларов, что на 44,7% больше чем за предыдущий год, а общая сумма американских инвестиций за 2019 году увеличилась на 17%. За последние 10 лет эти капиталовложения составили 28 миллиардов долларов. Но все эти средства были направлены в основном в добывающий сектор, а также в энергетику и цветную металлургию, где и действуют 524 американских компаний, что еще только больше усиливает сырьевую направленность казахстанской экономики.
На политику нашего правительства непосредственно влияют западные консалтинговые компании, которые фактически и управляют процессами приватизации государственных активов, коммерциализацией медицины, образования и всей системы социального обеспечения в стране. Не случайно, что именно у нас нашли прибежище фонд Сороса, осуществляющий свою деятельность в том числе и на Россию, а также фонд NED, выделяющий значительные гранты молодежным национал-либеральным движениям типа «Оян Казахстан».
Именно в связи с этим процессом усиления влияния США на Казахстан и надо рассматривать попытки принятия в парламенте закона о «голодоморе» и реабилитации всех и вся, а также рост националистических движений и групп, выступающих как за выход из ЕАЭС и ОДКБ, так и за прекращение обсуждений участия в совместных индустриальных проектах.
Вызывает озабоченность и наращивание присутствия американских военных в разных регионах Казахстана. Так, например, в Усть-Каменогорске при участии Министерства обороны США будет создан антикризисный учебный центр, где будут обучать специалистов по защите ядерных объектов. Он строится якобы для обеспечения безопасности центра низкообогащенного урана в Восточно-Казахстанской области, построенного на средства США, ЕС и Саудовской Аравии.
Общественность Казахстана уже выражала обеспокоенность деятельностью пяти военно-биологических объектов и Центральной референс-лаборатории двойного назначения в Алматы, возведённого на деньги Пентагона. С 2008 года в Караганде функционирует сертифицированный учебный центр НАТО для обучения офицеров армий стран Центральной Азии, а под соусом усиления борьбы с террористическими угрозами, которые сами США и создают в регионе, уже многие годы проводятся совместные казахстанско-американские учения «Степной орёл».
Ясно, что Вашингтон устами Майка Помпео сейчас пытается дать руководству Казахстана и Узбекистана и других республик Центральной Азии сладкую пилюлю в виде обещаний поддержки независимости, суверенитета и территориальной целостности, а также обеспечения экономической устойчивости, но на деле это лишь иллюзия. Ведь отказ от дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС и выход из ОДКБ будет на деле лишь означать окончательное вхождение в состав союзников США и взрывоопасный рост настоящей террористической угрозы со стороны известных всем исламских группировок из Афганистана.
Правящие элиты бывших советских республик должны осознать, что эта опасная игра с Вашингтоном может обернуться и кровавым хаосом, так как у американцев есть разные варианты сдерживания России и Китая, в которые входит и сценарий «исламской революции», а также приход к власти либерально-националистических сил. Провокации, которые могут устраивать американские спецслужбы с помощью своих подконтрольных террористских групп и будет оправданием уже для военного вмешательства в дела наших стран, а это чревато уже кровавым переделом всего региона.
Подобным сближением с международным гангстером, находящимся за океаном, невозможно удержать власть, а тем более гарантировать независимость, суверенитет и территориальную целостность.
Тагир Баиров, политический обозреватель
Фото: Lenta.ru