Все больше подделок под ведущие бренды казахстанских мукомолов появляется в Узбекистане. Менеджеры компании «Дани Нан» при реализации ее продукции в этой стране постоянно мониторят рынок муки и уже на протяжении значительного отрезка времени фиксируют появление в магазинах Узбекистана муки в упаковке, очень похожей на «Дани Нан».
Как рассказал глава казахстанской компании Гайбилла Ерметов, они неоднократно обращались по этому поводу к узбекистанским правоохранителям, но получали отписки. Наконец, удалось, что называется, поймать за руку производителей поддельной муки – мельничный комбинат в селе Ханабад Аккурганского района Ташкентской области. Туда пригласили правоохранителей и проверили склады, на которых выявили большое количество муки, маркированной известными казахстанскими брендами, от костанайских до шымкентских. Но в прокуратуре ограничились отпиской.
По информации Ерметова, объем контрафактной муки в Узбекистане гигантский. Там подделывают практически все известные казахстанские марки.
«Например, сегодня Самарканд завален мукой под нашим брендом. Но мы туда товар не поставляли. Чтобы заполнить все прилавки такого большого города, надо иметь минимум 100 тонн муки в день. Это огромные цеха там работают. Из-за недобросовестной конкуренции снижаются наши продажи. Раньше мы продавали в месяц 8 тысяч тонн, сейчас – 5 тысяч тонн муки», – рассказал руководитель «Дар Нани».
Он уверен, что такая ситуация связана с увеличением объема переработки зерна в Узбекистане. Налоговая политика Ташкента стимулирует покупки все большего количества зерна, и все меньшего количества готового продукта. Там появляются все новые мукомольные предприятия, однако все они безымянны и предпочитают пользоваться раскрученными казахстанскими брендами.
Глава «Дани Нан» бьет тревогу – неизвестно, что находится в упаковках узбекистанских производителей под маркой фирмы из Казахстана.
«Это проблема безопасности потребителя. Но есть и экономические потери: каждому покупателю не объяснишь, почему хорошая прежде мука испортилась. Все это будет снижать спрос на наш товар. Наши компании дорожат своим именем. Казахстанский хлеб – пока единственный наш товарный бренд. В другой стране завоевать доброе имя очень тяжело. А испортить репутацию очень легко», – подчеркнул Ерметов.
В Министерстве сельского хозяйства Казахстана наиболее оптимальным выходом их ситуации видят более глубокую переработку зерна. В теории, на производство сухой пшеничной клейковины может пойти до миллиона тонн зерна.
Однако специалисты не спешат хлопать в ладоши инициативе министерства – на практике мукомольная отрасль Казахстана перестала быть привлекательной для инвестиций.
«Это длинные и тяжелые деньги. Все проекты надо делать на основе государственно-частного партнерства. Причем долгосрочного. Не так, как у нас получилось с субсидированием инвестпроектов ранее: предприятие под обещание правительства набрало кредитов, год прошел, а потом им говорят, что деньги кончились. Очень высокие риски. Люди боятся потерять капитал. И мы не видим твердых гарантий со стороны государства», – заявил в связи с этим руководитель «Дан Нани».
Фото: dani-nan.kz