В результате несоответствия в документах таможенной регистрации между Китаем и Казахстаном, отечественный бюджет недополучил в виде сборов и платежей 200 миллиардов тенге, сообщил министр финансов Алихан Смаилов на «правительственном часе» в Мажилисе.
Эти данные стали известны благодаря расследованию, проведённому фондом Transparency Kazakhstan, когда выяснилось, что расхождение с КНР по экспортно-импортным операциям составило сумму 6,9 миллиарда долларов только по итогам 2017 года. В результате правительство вынуждено было провести свое расследование, итоговые цифры которого были озвучены министром, после вопросов со стороны депутатов.
В частности, тему расхождения цифр по экспортно-импортным операциям поднял депутат Омархан Оксикбаев, который, ссылаясь на отчеты фонда Transparency Kazakhstan и других независимых организаций, отметил, что разница между суммами составляет миллиарды долларов.
В связи с этим Алихан Смаилов часть суммы объяснил методологическими расхождениями, а оставшуюся половину 2,6 миллиарда долларов «недобросовестностью» компаний, участвовавших в этих торговых операциях.
«Порядка 2,3 миллиарда долларов связано с методологическими расхождениями, в частности, весь экспорт из Китая, который идет в другие страны через Казахстан, китайской стороной указывается как экспорт в Казахстан. Расхождения в 2,6 миллиарда долларов имеются из-за недобросовестного поведения участников внешнеэкономической деятельности, а именно занижения таможенной стоимости, указания неправильных кодов. По нашей оценке, в бюджет не поступает порядка 200 миллиардов тенге», — отметил министр финансов Алихан Смаилов.
Миллиард долларов по данным за 2017 год, министр вообще списал на местное население, которое якобы перетаскивает челночный товар через границу и не подлежит декларированию. Алихан Смаилов отметил также необходимость получения от китайской стороны данные деклараций для сопоставления данных, выдаваемых казахстанскими импортерами.
Эти ответы удовлетворили не всех экспертов и экономистов. Так, экономический обозреватель Талгат Хамзин, считает, что государственные органы не провели детальной проверки данных с казахстанской и китайской стороны, чтобы дать реальную оценку товарооборота между двумя странами. По его мнению, очень подозрительно то обстоятельство, что по данным Всемирной Торговой Организации (ВТО) наблюдается значительное уменьшение импорта в Казахстан из стран не членов ЕАЭС, а торговые партнеры говорят обратное.
«Благодаря исследованиям фонда Transparency Kazakhstan выяснилось, что разница между статистикой правительства Казахстана и стран-импортеров достигает порой 100%. Это неучтенные товары, которые заходят через «дырявое сито» таможни на внутренний рынок ЕАЭС и ТС. Общий убыток от недополученных таможенных сборов т налогов может достигать миллиарды долларов. В отвтет от министра финансов Казахстана мы слышим какие-то маловразумительные данные и аргументы», – высказывает свои сомнения экономический обозреватель.
Фото: nalogi.kz