Предприниматель из Актобе Куат Шамуратов инициировал и организовал сбор подписей под петицией против китайских инвестиций и переноса 55 предприятий из КНР на территорию Казахстана. Он ответил на вопросы «Эха Казахстана», прокомментировав цели и задачи кампании, в рамках которой предполагается собрать один миллион подписей.
– Э.К. Почему Вы решили написать такую петицию? Какую цель перед ней поставили?
– К. Ш. Лично я такие инвестиционные проекты воспринимаю как первые шаги, а может уже и не первые к утере нашей независимости. Доводов много. Это и высокая коррумпированность в высших эшелонах власти, непрозрачность инвестиционных контрактов, неравноправное партнерство между Китаем и Казахстаном и проблема перенаселенности в Китае. Мы уже сейчас зачастую поступаем как колония Китая, руководствуясь интересами этой страны. Отказ в предоставлении статуса беженца из Китая этнической казашке Сайрагуль Саутбай, которую не депортировали в Китай, где ее ожидала смертная казнь, только из-за приобретения ее вопроса широкого общественного резонанса.
Двое этнических казахов, бежавших из Китая, Мурагер Алимулы и Кастер Мусаханулы, которые в настоящий момент помещены в следственный изолятор и дальнейшая судьба их неизвестна. Мы видим ситуацию в Таджикистане, где часть территории Таджикистана перешла в собственность КНР, из-за долгов. Никто на сегодняшний день не может сказать, какие именно права получает китайская сторона и какие обязанности на себя принимает Казахстан по условиям этих инвестиционных контрактов.
По забастовкам наших работников в иностранных компаниях на западе Казахстана мы видим, нарушения интересов нашей страны при привлечении иностранных инвесторов ранее и как мы можем быть уверены в том, что в этих инвестиционных контрактах максимально соблюдены интересы Казахстана? Китай – это государство, имеющее статус империи, способное влиять на геополитическую ситуацию в мире, с мощной идеологией и национальной идеей, направленной на восстановление былого величия Китая. И при построении каких-либо отношении с ними необходимо понимать, что и решения они будут принимать с имперской позиции в «наступательном режиме», согласно их идеи.
Китай инвестирует сегодня не только в страны Азии, но и в Европе. В то же время действия нашей власти за последние несколько лет, это и принятие конституционного закона “О лидере нации”, изменения в закон ” О совете безопасности” с пожизненным председательством Назарбаева Н.А., достижение должности спикера сената Даригой Назарбаевой, последние президентские выборы и многие другие моменты, открыто показывают, что наша власть на сегодняшний день озабочена лишь собственной безопасностью.
При этом, учитывая, что Китай никогда не придавал значения вопросам о правах человека, учитывая полное отсутствии у них каких-либо демократических основ, при отсутствии прозрачности условий инвестиционных контрактов, кто может дать гарантию, что в будущем и на наших улицах не появятся китайские полицейские или другие китайские вооруженные формирования? Я не выступаю против китайского народа. В большинстве своем они – мирный и очень трудолюбивый народ. Но при вышеперечисленных условиях, на мой взгляд, все эти проекты могут принести Казахстану больше вреда, чем пользы.
Цель петиции – не только предотвратить риски утери независимости в любом ее проявлении, но и довести народу смысл статьи 33 Конституции РК, согласно которой мы, то есть народ, имеем полное право участвовать в управлении государством! Причем можем это делать в рамках действующих законов, не подвергая себя риску быть притесненным со стороны власти. Хотелось бы, что бы каждый гражданин нашей страны сначала в полной мере осознал смысл этой статьи и почувствовал свою ответственность за нынешнюю ситуацию и ситуацию в будущем в Казахстане.
– Э.К. Вы считаете, что своей петицией удастся как-то изменить ситуацию с переносом производства из КНР? Что намерены сделать после того, как соберете подписи?
– К.Ш. Насколько будет успешен результат этой акции зависит прежде всего от количества собранных подписей. На митинги, как мы видим, выходит мало людей, многие небезосновательно боятся преследования со стороны власти. Сегодняшние власти всегда будут против инакомыслия и выходя на несанкционированные митинги люди дают законные основания для их преследования. Разгоны митингов полицией еще больше запугивают народ, хотя абсолютное большинство народа на сегодняшний день испытывают мягко говоря недоверие к действующей власти. Количество митингующих – равно количеству несогласных с действиями власти. Необходимо наглядно показать власти сколько человек конкретно против этих проектов. Я пытаюсь предоставить людям законный и абсолютно безопасный способ выразить свое мнение руководству страны. Цель – собрать 1 миллион подписей со всего Казахстана. После сбора всех подписей петиция будет направлена не только в Акорду, но и в ряд международных организаций, планирую привлечь к этой акции международные средства массовой информации, необходим резонанс на международном уровне. Только при соблюдении этих условий у нас есть шанс добиться положительного результата.
– Э.К. Как Вы считаете, иностранные добывающие компании имеют отношение к экологическим проблемам в разных регионах страны и в частности в Актюбинской области?
– К.Ш. Любая добывающая компания, в том числе и иностранная, имеет прямое отношение к экологическим проблемам, это и выбросы продуктов сжигания попутных, природных газов, утилизация вредных отходов производства, возможные аварии при использовании и перевозке ядовитых веществ и т.д. Но так уж у нас заведено, что «разбор полетов» начинается только после того как экологическая катастрофа уже произошла. Возможно, некоторые факты умалчиваются или скрываются, к сожалению практически любая проблема у нас при глубоком анализе имеет коррупционную составляющую.
– Э.К. Что, по-Вашему, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию с деятельностью иностранных добывающих компаний в стране и с огромной разницей в заработной плате между местными и зарубежными специалистами одной квалификации?
– К.Ш. Если иностранная компания, осуществляющая свою деятельность в Республике Казахстан, на аналогичных должностях, платит меньшую заработную плату местным работникам чем иностранным, то это упущения казахстанской стороны при обсуждении условий инвестиционных контрактов, где необходимо было четко предусмотреть права местных работников по условиям труда. Деятельность коммерческих предприятий всегда направлена на максимальное извлечение прибыли при постоянной оптимизации затрат и соответственно ни один инвестор не захочет вносить в подписанный контракт изменения, влекущие в последствии дополнительные расходы.
Но уверен, что у государства достаточно рычагов для того, чтобы добиться пересмотра всех ранее заключенных инвестиционных контрактов и обеспечить равнозначные условия труда для местной и иностранной рабочей силы. К тому же считаю, что было бы уместным отразить в условиях контракта требование с последующим максимальным сокращением числа иностранной рабочей силы до количества одного или двух человек в качестве представителей. Тогда иностранный инвестор будет заинтересован в подготовке местных специалистов и замещении ими иностранцев на всех позициях, в том числе позициях топ-менеджеров.
Сырьевая промышленность – это основа нашей экономики на сегодняшний день и из нее мы должны стараться извлекать максимальную выгоду во всех деталях, в том числе и в плане масштабной подготовки местных кадров и специалистов. Ведь на сегодняшний день уже можно было во всех иностранных компаниях, работающих здесь больше 10 лет, полностью заменить персонал на местные кадры, при этом не теряя объема и качества производительности.
– Э.К. Вы не беспокоитесь о том, что против Вас могут возбудить уголовные дела или начать оказывать давление за общественную деятельность?
– К.Ш. Хотя все мои действия находятся в рамках закона, такое беспокойство есть, ведь я обычный человек. Но чувство ответственности перед своими детьми, перед будущим поколением и все же вера в справедливость пересиливают этот страх. Больше всего я боюсь, что спустя 20 лет, будучи престарелым человеком, я буду вынужден выходить на митинги, как сегодняшние пенсионеры, и ничего уже не смогу изменить. Работа над ошибкой начинается с признания ошибки. Потому нам всем необходимо хотя бы начать открыто говорить о политике, в случае несогласия выражать свое мнение и конструктивную критику.
Фото: кадр видео