Недавно руководство нацкомпании «Казахстан темир жолы» объявило о запрете транзита грузов в китайском направлении, такая мера была принята из-за того, что Китай ввел карантин и отказался принимать наши вагоны. Если такая ситуация будет длиться несколько месяцев, то госбюджет нашей страны может сильно недосчитаться поступлений от таможенных сборов. Также это может привести к дефициту ряда товаров и, соответственно, росту их стоимости. А в регионах серьезные убытки может понести средний и малый бизнес.
На протяжении последних месяцев проблемы в сфере логистики только нарастают. Несколько месяцев назад произошел резкий скачок на контейнерные перевозки, поэтому появились основания для роста цен на товары из-за границы. И то, что они еще не подорожали, это только лишь из-за того, что у населения снизилась покупательская способность. В целом такая ситуация не только у нас, но и во всем мире, она является результатом эпидемии коронавируса, а также торговой войны между Вашингтоном и Пекином. Китай сократил импорт из других стран, из-за этого у нас получилось так, что из КНР контейнеры с грузом вышли, однако нам пустые контейнеры загрузить нечем, а нужно, так как их нерентабельно отправлять порожними. Сейчас транзит контейнера из нашей республики в КНР составляет около 1,5–2 тысяч долларов.
Китайская сторона перестала принимать любые грузы, кроме контейнерных. Теперь через Достык казахстанские грузы уже не движутся, даже когда пункт отправки находится в ближайшей к нему области. Они проходят через пункт пропуска Алтынколь, поэтому территория их прохождения сильно увеличивается, в результате это влияет на цену. Из-за малого количества контейнеров возрастает спрос на платформы, которые их перевозят. А железнодорожный транспорт с грузами не в контейнерах, который, когда было объявлено о закрытии границы, находился в пути, стоит теперь в степи и в тупиках. Получается, теперь появились проблемы и тут, так как есть вероятность расхищения, а не везде можно обеспечить их охрану.
Понятно, что как только китайская сторона разрешит въезд нашим поездам, то ситуация наладится, правда, не сразу. Для разгрузки тупиков, которые забиты грузовыми поездами, теперь нужно будет набирать еще и рабочих для погрузочно-разгрузочных работ. А это тоже время, то есть опять же дополнительные издержки. И в случае если транспортный кризис не разрешится в ближайшие недели, то потери понесут не только логисты и мелкий бизнес и составят они 10-13% от аналогичного периода прошлого года.
Эта ситуация показывает насколько в уязвимой ситуации оказался Казахстан, который стал чрезвычайно зависим от торговли с Китаем. Для нашей страны перерыв на месяц может обернуться значительными потерями и ростом цен на многие виды товаров. Пока рост не так заметен из-за низкой потребительской способности населения, но он даст о себе знать в ближайшие месяцы. Данный кризис также показывает неприглядную роль Пекина, который пренебрежительно относится к своим партнерам по “шелковому пути”, считая их своими сырьевыми колониями и рыками сбыта. Ориентация на Китай в последние десятилетия стала тупиковым направлением развития, ведущим в никуда. Поэтому надо наращивать своей самодостаточный единый рынок ЕАЭС и усиливать интеграцию, чтобы не остаться у разбитого корыта.
Нурасыл Алиев, экономический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: dt22.ru