Каковы перспективы роста нефтяных цен в наступающем 2019 году? Интерес к этому вопросу подогревают прогнозы авторитетных агентств и компаний, сообщает 365info.kz.
В минувшее воскресенье, 11 ноября, в Абу-Даби прошло заседание мониторингового комитета ОПЕК+, результаты которого, несомненно, повлияют на цены черного золота. Еще летом аналитики Sanford C. Bernstein & Co (SCB) прогнозировали повторение событий 2008 года, когда стоимость марки Brent достигла $147,5 за баррель.
Сопутствующие факторы
Кроме того, причиной роста цен на нефть в 2019 может стать снижение инвестиций в геологоразведку, что в свою очередь вызовет дефицит на рынке сырья со всеми вытекающими. Так, замедление геологоразведочных работ не позволило обнаружить новые нефтяные месторождения, в результате чего объем доказанных запасов ведущих компаний-производителей нефти сократился по сравнению с 2000 годом на 30%.
Ситуацию усугубляет и другой прогноз SCB. В нем указывается, что в ближайшие два десятилетия городское население Азии вырастет более чем на 1 миллиард. А это значит, что подскочит спрос на автомобили, авиа- и автоперевозки, товары народного потребления, в основе которых лежит пластмасса. А для ее производства требуется нефть.
Рост нефтяных цен подтверждает и доклад аналитиков одного из крупнейших инвестбанков мира Bank of America Merrill Lynch, где сказано, что в 2019 дефицит нефти составит 300 тыс. баррелей в сутки.
Учитывая все плюсы и минусы,
авторы доклада прогнозируют рост цен на нефть до отметки в $100 за баррель
Вместе с тем очевидно, что прогнозы будут подвергнуты корректировке. Во многом это связано с динамикой рынка и активностью его игроков. Так, на прошедших 1 октября торгах Межконтинентальной биржи ICE цена на нефть марки Brent поднялась выше $84,04 за баррель. Столь высокая ценовая планка была достигнута впервые с ноября 2014 года.
Пять причин для роста цен
Практически во всех опубликованных прогнозах авторы единогласны в одном – нефть будет только расти. Основные причины связаны с рядом факторов.
Во-первых, это ситуация, развивающаяся вокруг ключевых производителей нефти на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Во-вторых, продолжение санкционной войны в отношении Ирана – одного из ведущих поставщиков черного золота на мировые рынки. Так, совсем недавно, 4 ноября, Вашингтон возобновил антииранские санкции, затронувшие в том числе и экспорт нефти.
Если учесть, что в 2017 добыча нефти Ираном достигала 3,87 млн баррелей в сутки, введение более масштабных санкций лишит мировой рынок этого объема, который трудно будет восполнить за счет других стран.
Принимая во внимание тот факт, что Тегеран является третьим по масштабам производителем нефти ОПЕК,
введение жестких санкций спровоцирует резкий скачок цен
В-третьих, ожидание очередных санкций в отношении Венесуэлы, которая также является одним из мировых лидеров по добыче нефти. Кстати, именно по инициативе этой страны была создана известная на весь мир организация ОПЕК.
В-четвертых, ожидание пересмотра договоренностей ОПЕК+ о сокращении добычи, превышающий ожидания рост производства сланцевой нефти в США и снижение спроса на углеводороды в результате повышения цен.
В-пятых, перспектива распада ОПЕК. Известно, что Эр-Рияд уже заказал проведение исследования о перспективах роспуска организации и рисках, с которыми может столкнуться Саудовская Аравия.
Ахиллесова пята рынка черного золота
Одним из самых серьезных вопросов на сегодняшний день является существование ОПЕК. И если акции в отношении Венесуэлы и Ирана уже являются опробованным методом регулирования цен на черное золото,
распад ОПЕК может стать дестабилизирующим фактором и вызовет ажиотаж на мировых торговых площадках
ОПЕК, организация стран-экспортеров нефти, сегодня является глобальным ценовым регулятором нефти на крупнейших торговых площадках мира. По разным подсчетам, страны-участники ОПЕК сегодня контролируют от 60% до 70% всей мировой добычи нефти и имеют возможность влиять на ее стоимость.
Созданная в Багдаде в 1960 году, ОПЕК сегодня включает в себя такие страны как:
- Венесуэла,
- Ирак,
- Иран,
- Кувейт,
- Саудовская Аравия,
- Ангола,
- Индонезия,
- Ливия,
- ОАЭ,
- Алжир,
- Нигерия,
- Катар.
Представленный список из 12 членов организации состоит только из тех стран, которые являются ее истинными членами, а не наблюдателями.
Отметим, что мониторинговый комитет, заседание которого состоялось 11 ноября, не уполномочен принимать окончательные решения. На эту структуру возложен контроль за выполнением сделки по сокращению добычи в рамках ОПЕК+.
Между тем вероятность распада ОПЕК в краткосрочной перспективе достаточно велика
Это связано с теми задачами, которые были возложены на организацию во время ее создания. ОПЕК, организованная для противостояния нефтяных государств таким крупнейшим корпорациям как BP, Exxon, Mobil и Shell, уже не отвечает требованиям настоящего времени.
Выполнив свою первоочередную задачу, ОПЕК перестала развиваться как организация
Мало того, внутри нее наблюдаются противоречия между ее членами. Достаточно отметить, что принятые решения по лимитированию добычи нефти многими странами-членами ОПЕК просто игнорировались. Каждая страна пыталась добывать себе столько нефти, сколько считала необходимым. Отсутствие механизмов контроля за исполнением принятых решений не позволяют говорить об ОПЕК как об авторитетной организации, способной взять под контроль процесс добычи черного золота.
Этот факт не раз отмечали ее члены. Последнее предложение последовало в начале ноября 2018, когда министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане направил на имя генсека ОПЕК Мухаммеда Баркиндо письмо, в котором предложил свернуть деятельность министерского мониторингового комитета ОПЕК+, в состав которого входят министры Алжира, Венесуэлы, Кувейта, Омана, России и Саудовской Аравии.
По мнению Тегерана,
некоторые члены комитета следуют интересам США, введя односторонние санкции в отношении Ирана
Как отметил в письме Зангане, деятельность комитета необходимо приостановить, а полномочия пересмотреть на министерской конференции ОПЕК.
Вполне возможно, что в целях повышения своей эффективности ОПЕК может начать реформирование структуры. Если этого не произойдет, организация рискует столкнуться с распадом, который может создать ажиотаж и довольно сильно повлиять на мировые цены на нефть. Тогда прогнозируемые 100 долларов за баррель нефти приобретают реальные очертания.