Пандемия коронавируса и введенные из-за нее карантинные ограничения нанесли серьезный удар по экономике Казахстана. Без преувеличения, этот удар стал сильнее, чем кризисы 2008 и 2015 годов. Несмотря на то, что на предкарантинные объемы республика до сих пор не вышла, эксперты Всемирного банка полагают, что в нынешнем году казахстанская экономика начнет расти. Действительно ли это так?
То, что наша экономика ощутила на себя все негативные последствия пандемии и вызванного ею кризиса, доказывают статистические данные. Так, согласно информации Миннацэкономики, по итогам 2020 года рост валового внутреннего продукта Казахстана составил минус 2,6%. Отрицательные темпы зафиксированы впервые за 21 год.
Не стоит забывать и о нефти – главном экспортном товаре Казахстана. Все годы независимости власти нашей страны делают ставку на экспорт минерального сырья, в котором безраздельно доминирует нефть. Однако в прошлом году пандемия наглядно продемонстрировала неэффективность сырьевой модели экономики, когда спрос и цены на «черное золото» резко покатились вниз. В апреле 2020 года был зафиксирован «антирекорд» за двадцать лет – 21 доллар за баррель.
Еще одним негативным последствием пандемии для Казахстана стал рост уровня бедности. Эксперты ожидают, что окончательные итоги минувшего года покажут увеличение бедности до 12-14%. Для сравнения: в 2016 году соответствующий показатель составлял 6%.
Между тем в докладе Всемирного банка «Долгий путь к восстановлению после кризиса» говорится, что в 2021 году казахстанская экономика вырастет на 2,5%. Такой оптимистичный прогноз обусловлен улучшением перспектив мировой экономики, увеличением спроса на экспорт и возобновлением внутренней экономической активности.
Однако, несмотря на радужные перспективы, которые дают аналитики Всемирного Банка, на самом деле системный кризис будет только усиливаться, так как он напрямую связан с тупиком сырьевой модели экономики. Цены на нефть если и будут расти, то не такими темпами, поскольку произошло замедление всей мировой экономики и падение спроса на сырье. А так как анонсированная Токаевым «новая экономическая политика» до сих пор не заработала, то и ожидать качественных улучшений не стоит.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: zakon.kz